баннер главный

 

Верхоспасский собор

(рус. Верхоспасский собор; англ. Upper Saviour’s Cathedral)

         Часы работы: собор закрыт для свободного посещения.

         Верхоспасский собор в Московском Кремле – обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце.
Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей, существовали теремные церкви. В 1627 году была построена первая из них – церковь Екатерины, ставшая домовым храмом цариц и царевен. На Передний каменный двор вела, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой, лестница.

        В 1654 году, над Екатерининским храмом, возводится церковь Евдокии. Домовая церковь царей – Спаса Нерукотворного, с более низким приделом Иоанна Белогородского, позже названная Верхоспасским собором с приделом Иоанна Предтечи, была построена в 1635 -1636 годах, одновременно с Теремным дворцом, с восточной стороны Переднего каменного двора. Четверик храма, с приделом с северной стороны, был выстроен над Золотой Царицыной палатой, и после постройки в 1663 году, над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой. Верха всех трех храмов были выровнены общим карнизом под единую кровлю.

         В 1679-1682 годах дворцовые храмы были перестроены и довольно существенно. Над приделом Иоанна Предтечи был возведен маленький храм Воздвижения креста Господня (Распятский). Для увеличения его площади, промежуток между приделом и церковью Евдокии, переименованной в церковь Воскресения Словущего, застраивался. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом, автор поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. Необычность и живописность этого решения наряду с богато декорированными многоцветными изразцами фризами и барабанами золоченых глав с ажурными крестами, создают неповторимый, запоминающийся образ этого сооружения, которое, наряду с Теремным дворцом, можно назвать архитектурным символом Кремля ХVII века.

       Верхоспасский собор, как самая ближняя церковь к царским покоям, имел то же значение для царей, каким когда-то обладал Благовещенский храм.

       При возведении в 1840-х годах Большого Кремлёвского дворца, собор был фактически встроен в новое здание, но после революции, в результате реставрационных работ, храмовому комплексу была возвращена «прежняя обособленность архитектурного объема». В
1920-х, 1940-х и 1960-х годах комплекс серьезно реставрировался, благодаря чему его древний облик был частично возвращен.

      Несмотря на многочисленные реконструкции, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы, второй половины ХVII века, с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней.

     Уникален иконостас Распятской церкви – «медный, чеканный, в деревянных столбцах» и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей, в сочетании с живописными изображениями.

     В настоящее время, дворцовые церкви, в составе Большого Кремлёвского дворца, являются частью Резиденции Президента Российской Федерации. Но если Вам, всё-таки, представится счастливый случай попасть в Верхоспасский собор, обратите внимание на многоярусный иконостас с окладом из чеканного серебра и на великолепные изразцовые печи, некогда согревавшие русских царей промозглыми московскими зимами.

 

 

 

Экскурсионные туры по Москве здесь

top