Церковь Ризоположения

(рус. Церковь Ризоположения; англ. Church of the Deposition of the Robe)

        Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

          Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы (Церковь Ризоположения) – один из православных храмов, расположенных на территории Московского Кремля. Эта церковь была возведена в 1484-1485 годах, на месте одноименной церкви, 1451 года постройки, артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.


     До середины XVII века церковь служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году, при патриархе Никоне, церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

        Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Своды опираются на четыре, квадратных в плане, столба. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Стены, по вертикали, разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым, в соответствии со средневековыми канонами: в куполе – Христос Вседержитель, на сводах – евангельские сюжеты, на стенах – росписи, тематически связанные с посвящением храма. Из четырех рядов стенописи, два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий ее торжественный гимн – Великий Акафист.

       Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Его заказчиком был патриарх Филарет – отец первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В 1627 году иконописцы написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль.

       «Тощие свечи» – так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Две «тощие свечи» из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом, в 1649 году.

       Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России, из закрытых церквей. Выставка русской деревянной скульптуры, на северной галерее церкви, помогает преодолеть традиционное заблуждение, что скульптура не использовалась в убранстве русского православного храма. Наиболее ценный экспонат – горельефное изображение святого Георгия конца XIV - начала XV века, одна из древнейших русских деревянных скульптур.

       Здание церкви сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 году. В 1990 году церковь стала одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.

       В церкви Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника – утреня, затем литургия.

 

Экскурсионные туры по Москве здесь

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню