Архангельский собор

(рус. Архангельский собор; англ. Cathedral of the Archangel)

       Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

        По всей вероятности, первый деревянный Архангельский собор, в Кремле, возник на месте нынешнего, во время короткого княжения брата Александра Невского – Михаила Хоробрита, в 1247-1248 годах. Московскому храму, стражу райских врат Архангела Михаила, суждено было стать княжеской усыпальницей Московских князей.

        В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зерен рожью. Новый Архангельский собор был освящен митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

        Незадолго до своей смерти, Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый, на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра, и с тех пор сильно порушился. Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Архангельский собор был выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. Фасады собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация, как бы «наложенная» Алевизом Новым на традиционную для Руси конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма, с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний – широкими филенками. Закомары, в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом.

        

        Первоначальная двухцветность фасадов – краснокирпичные стены и белые декоративные детали, также, акцентировали ордерную систему их построения. Новым было и решение главного входа в собор, в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями, образует храмовую паперть, и типичный для итальянского Возрождения орнамент белокаменных порталов. При всей традиционности решения внутреннего пространства храма, в нем впервые использованы пониженные подпружные арки и применена ордерная декорация интерьера. Ренессансное убранство фасадов и интерьера Архангельского собора Кремля оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры, стало общепринятым источником и образцом.

       Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. Среди святых, изображенных на столпах храма, княгиня Ольга, великий князь Владимир, креститель Руси, его, принявшие мученическую смерть, сыновья Борис и Глеб, князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский и другие. Наиболее примечательной частью стенописи собора является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе, в конце XVI-XVII веков, царей были написаны уже на досках яичной темперой, или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича).

        В содержании программы декорации ансамбля идеи «политического богословия», времени Ивана Грозного, переплетаются с темами смерти и покаяния. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. В центральном куполе представлена композиция, получившая название «Отечество». На северной и южной стенах храма располагаются композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога.

        Из пышной церковной утвари Архангельского собора, мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью и резьбой – вклад Ирины Годуновой, в 1598 году.

       Иконостас Архангельского собора состоит из четырех ярусов: местного, праздничного, деисусного и пророческого. Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы иконостаса, за исключением двух – «Благовещение Устюжское» и «Архангел Михаил в деяниях» – созданы в 1679-1681 годах, царскими изографами. Все пророки изображены в рост, держащими в руках развернутые свитки, с написанными на них словами пророчеств. Деисусный ряд относится к типу апостольских «деисусов», то есть включает в себя кроме традиционного пятифигурного ядра (Спас в силах, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Архангел Гавриил) иконы двенадцати апостолов (по шесть с каждой стороны). Традиционные образы Христа и Богоматери, располагающиеся в местном ряду справа и слева от Царских врат, представлены иконами «Богоматерь Благодатное Небо» и «Спас Великий Архиерей».

       Деревянный каркас иконостаса, также, выполнен в царствование Федора Алексеевича, группой мастеров-резчиков по дереву, работавших в лучших традиция стиля «московское барокко». Здесь витые колонки украшены орнаментальными мотивами виноградной лозы с кистями ягод, связками плодов и листьями аканта. Сплошное золочение было выполнено в середине XIX веке.

       Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались императоры, высшие сановники и патриархи. Московский княжеский собор, посвященный Архангелу Михаилу, почитавшемуся как проводник душ умерших в царство мертвых, является родовым некрополем династии Рюриковичей и первых царей из рода Романовых. Захоронения Рюриковичей расположены вдоль стен собора. Вдоль южной стены погребены великие князья московские; вдоль западной – князья удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья умершие в опале. Наиболее почетные места захоронения находятся на солее собора, близ алтаря. Здесь погребены ктиторы собора Иван Ш, Василий Ш, а также Василий П. Надгробия, пришедшей в XVII столетии к власти династии Романовых, располагаются у юго-западного и северо-западного столпов. Сохранившиеся надгробия были сделаны в 30-годы XVII века. Они выложены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, украшенными резным растительным орнаментом и вязью, сообщающей имя погребенного и даты его рождения и смерти.

 

 

 

Экскурсионные туры по Москве здесь

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню