Благовещенский собор

(рус. Благовещенский собор; англ. Cathedral of the Annunciation)

 

         Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

         Юго-западную часть Соборной площади украшает пирамидальный силуэт Благовещенского собора, увенчанного девятью золоченными куполами. В отличие от Успенского собора, который являлся главным храмом государства, более скромный, по размерам, Благовещенский собор стал домовой церковью князей московских. Кроме того, здесь хранилась великокняжеская, а впоследствии и царская казна.

         Первый деревянный Благовещенский собор, в Кремле, был основан в 1397 году, великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «на Царском дворе у сеней». И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

         В 1484-1489 годах, спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской резиденции. Тогда великий князь повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней. А на время его строительства, Иван III повелел поставить, близ великокняжеского дворца, палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

         Первоначально собор венчали три главы – центральная, и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами, и также, добавлены еще две главы на основном объеме. Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы, как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма, его прозвали еще Златоверхим собором.

        

        Торжественное освящение Благовещенского собора состоялось в августе 1489 года, однако современный его облик сложился в 60-е годы XVI века. Внутренние росписи выполнены в 1508 году, сыном Дионисия – Феодосием. Традиционные сюжеты дополняются в них апокалипсическим циклом, изображениями византийских императоров, а также «Древом Иессеевым», представляющим родословие Христа. Иллюстрации «Апокалипсиса», древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция «Страшный Суд» на западной стене входит в этот же ряд. «Древо Иессеево», представляющее родословное древо Христа, на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение «Спаса Нерукотворного». Среди композиций западной галереи – «Троица». Внизу на столпах представлены киевские, владимирские и московские князья, среди которых Александр Невский и Иван Данилович Калита в монашеской одежде.

         В настенной росписи, на паперти Благовещенского собора, находятся изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа, со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

         Благовещенский собор невелик, так как был предназначен, прежде всего, для семьи великого князя. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций – коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи.
Входы в собор с северной и западной галерей обрамлены белокаменными резными порталами итальянской работы XVI века, а двустворчатые двери обиты медными листами с библейскими сюжетами, выполненными в технике золотой наводки. Пол храма выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, и смотрится очень богато.

        Со всех сторон, при постройке, здание собора было окружено папертями. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы.

       Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого – Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века – до сих пор идут споры. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные, в 1405 году, Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года, для иконостаса были подобраны два древних ряда – Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. В состав Деисуса – главного иконостаса Благовещенского собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви – Иоанн Златоуст и Василий Великий. Центральное ядро из девяти икон, конца XIV века, исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном Греком, который работал в это время при дворе московского князя.  Особенностью иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона «Спас на престоле».

         В притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил, перед сражением, преподобный Сергий Радонежский).   Существует, также, одна легенда, связанная с этой иконой. В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого-то несправедливо обвиненного воеводу. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Иван Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г.Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм.

        Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором, на башне великокняжеского дворца часы, с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне.

        Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. А после переезда большевистского правительства в Москву, в марте 1918 года, Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль.

        С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершается богослужение.

        В 2006-2010 годах в Благовещенском соборе были проведены комплексные реставрационные работы. Они сопровождались натурными исследованиями и позволили ответить на многие вопросы архитектурной истории памятника.

 

 

 

Экскурсионные туры по Москве здесь

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню