Собор Василия Блаженного

(рус. Собор Василия Блаженного; англ. Saint Basil's Cathedral)

 

              Часы работы: ежедневно с 11:00 до 17:00. Среда – выходной день. Внимание: при температуре ниже -15°C Собор Василия Блаженного закрывается для посетителей.

              Как добраться: собор находится на Красной площади. Как ни удивительно, станции метро «Красная площадь» не существует. Поэтому, те, кто никогда не был в Москве часто спрашивают «Как добраться до Красной площади». Ближайшие станции метро Охотный ряд, Театральная и Площадь Революции. После прибытия на одну из станций ищите таблички типа «Выход в город. Манежная площадь». Когда Вы окажетесь на поверхности, то непременно увидите огромное красное здание с двумя высокими остроконечными башнями. Это Исторический музей. За музеем, как раз, и находится Красная площадь. Его можно обойти с любой стороны. На Красной площади Вы сразу увидите Собор Василия Блаженного – спутать его ни с чем невозможно. 

 

               Расположенный на Красной площади православный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в народе получил название Собора Василия Блаженного. Это произошло в конце XVI века, когда к собору, основанному над могилой московского юродивого Василия Блаженного, пристроили придел, освящённый его именем. Отсюда на весь комплекс перешло это название.

               Юродивый был известен своими предсказаниями и резкими высказываниями в адрес властителей, его боялись царедворцы и бояре. И когда в 1552 году он умер, то сам Иван Грозный нёс его гроб, а митрополит Макарий совершил отпевание.

               До XVII века храм назывался Троицким, так как первоначально деревянный храм был посвящён Святой Троице. Его называли, также, Иерусалимским, это было связано с крестным ходом, который совершался в Вербное воскресенье. Но, осталось одно название, теперь официальное, Покровский, по названию центральной церкви.

               Замысел возвести собор Святой Троицы, посвящённый победе русских войск в войне за покорение Казанского ханства в 1552 году, принадлежал Ивану Грозному. Согласно его требованию, собор должен был состоять из восьми отдельных церквей, окружающих главную, девятую. Каждая церковенка символизировала тот или иной решающий день боёв за Казань и должна была называться по имени святого, в чей день произошло событие.

               Строительство собора велось с 1555 по 1561 год. Исполнили идею царя русски зодчие Постник и Барма. Правда, существет предположение, что это одно и тоже лицо. Постник просто прозвище Бармы, который усердно постился. По завершении строительства архитекторам никто не выкалывал глаза, этот сказ родила народная молва, чтобы придать элемент трагедийности в создании храма. Постник позднее учавствовал в возведении Казанского Кремля.

              Существует версия, кажущаяся более правдоподобной, что храм сооружали западноевропейские мастера, скорее всего, итальянские, из числа тех, кто возводил Московский Кремль. Но, народная молва не захотела сохранить в памяти чужеродные имена и оставила только русские, которые, скорее всего, были помощниками  заморских архитекторов.

               Впервые легенду об ослеплении архитекторов приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского Кремля. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что, также, говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник, как бы, дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура.

              Существует, также, легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он «употчеванный вином» похвастался, что может построить церковь лучше.

             Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Однако, Василий умер в 1552-м году, тогда, как храм стали строить на три года позже. Хотя, по уточнённым данным, датой смерти может быть 1557 год.

             Царь Фёдор Иванович, убедившись в святости жития Василия Блаженного, повелел предать его мощи земле у Покровского собора. Согласно Соловецкому летописцу, 2 августа 1588 года от мощей святого совершилось несколько исцелений. В Новом летописце указывалось, что в этот день, царь Фёдор Иванович установил празднество Василию Блаженному, и в 1588 году от гроба Василия совершилось множество чудес, так что Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом, а также, построить над его гробом каменный храм. Так в 1588 году на месте деревянной Николаевской церкви над могилой Василия Блаженного к Покровскому храму была пристроена девятая церковь, получившая его имя. Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки Святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.

             Собор не отапливался, поэтому, службы зимой не проводились. Девятая церковь Василия Блаженного, стала единственной отапливаемой. Она работала для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Поэтому, название церкви стало народным именем всего собора.

             К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский, в народе – Большой колпак. Существует версия, что когда его отпевали, загремел сильный гром и засверкала молния, что вселило страх в москвичей. В храме, где совершалось погребение, «опалило иконы, побило многих людей, а коломенского священника Иоанна подняло в воздух». Позже многие больные, молившиеся над гробом юродивого, получили исцеление. В 1672 году Иоанн Московский был причислен к лику святых. Тогда же, в соборе состоялось обретение мощей Иоанна Блаженного. Вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна. В приделе хранились и железные вериги Иоанна, которые возлагались на страждущих.

              С начала XVII века Покровский собор является одним из самых ярких памятников древнерусского зодчества. Он создаёт ощщение нарядности, праздничности.  По отзыву приезжих иностранцев, это сооружение можно смело отнести к восьмому чуду света.

              Значение цветовой раскраски куполов и по сей день остаётся неразгаданным. Ещё в XIX веке писатель Николай Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) – святого подвижника, с которым, по церковному преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты…

              Внутренние помещения собора, соединённые между собой лабиринтом переходов, отличаются небольшими размерами и маленькой вместимостью. В связи с этим, в дни больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. На Лобном месте устанавливался аналой, где располагалось духовенство, а сам собор служил своеобразным огромным алтарём условного храма под открытым небом.

              До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в 1660 году собор являлся самым высоким сооружением в Москве.

              В 1737 году в Москве произошёл Троицкий пожар и храм, практически, полностью выгорел. В документах собора за тот год впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора. Мастер составил описание и план собора во время восстановления.

              С 1784 по 1786 года по указу Екатерины II собор значительно ремонтировали и перестраивали. На реставрацию храма Екатерина выделила московскому архиепископу Платону 10 тысяч рублей. Руководил работами архитектор Иван Яковлев. Чуть больше века северный фасад Покровского собора украшала Феодосиевская церковь. В результате работ восьмерик и барабан с главкой этой церкви разобрали, нижний ярус превратился в крытую паперть церкви Василия Блаженного, а престол упразднили. В помещении второго яруса основали новую соборную ризницу. Где находилась ризница ранее, неизвестно.

              В это время собор ещё не приобрёл свой нынешний вид. От Спасских ворот здание заслонялось книжными двухэтажными лавками, а со стороны Лобного места было застроено Яблочным рядом. Только при Александре I произвольно поставленные лавки были сломаны, косогор выровняли, облицевали по Москворецкой улице и со стороны Лобного места диким камнем и обнесли железной решёткой.

               В 1812 году в подклете Покровского собора занявшие Москву французы держали лошадей. Существует легенда, что Наполеон Бонапарт, восхищённый красотой храма, намеревался перевезти его во Францию. Однако, когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей. Взрыва не произошло, но вся утварь, ризница и иконостасы были разграблены и осквернены. Был похищен даже железный колпак с мощей блаженного Иоанна юродивого. Крышу собора сильно повредили камни от взорванных кремлёвских строений.

               После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду: сначала вдоль Москворецкой улицы, а в 1834 году, после прокладки Масляного переулка, ещё и с южной стороны храма. В XIX веке после того, как реку Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решётки с её набережной сделали ограду Покровского храма.

              В 1890-х годах храм вновь масштабно реконструировали: полы укрепили, а Соборную ризницу украсили цветными витражными окнами, спроектированными по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. С начала 1900-х по 1912 год была проведена реставрация храма под руководством архитектора Сергея Соловьёва.

              В 1924 году реставратор и архитектор Дмитрий Сухов и спелеолог-историк Игнатий Стеллецкий под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма. Окна-бойницы комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон – амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей», – писал Игнатий Стеллецкий. Это открытие навело его на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного предназначалась для ведения боя. Теория о ходах, ведущих от храма на территорию Кремля, подтвердилась в настоящее время, когда в случайно обнаруженный провал у фундамента пробрался барсук, предположительно из Тайницкого сада. 

              В 1929 году храм был закрыт для богослужений, с него сняли все колокола. С 1934 года храм является филиалом Государственного Исторического музея. В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!». Ближе к собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года.

             В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили реставратору Петру Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов дочери реставратора, Барановский отправил в Кремль телеграмму, что вместе с собором взорвёт себя. Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

              После Великой Отечественной войны собор начали восстанавливать, 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. В 1954 - 1955 годах была впервые проведена реставрация всей поверхности стен и исследование их красочных слоёв. При этом, открылась роспись «под кирпич» XVI века, этот облик вернули собору, восстановив также белокаменные детали декора. В ходе работ частично перекрыли и покрасили купола. В 1967 - 1969 годах впервые за всю историю собора главы, накрытые железом и требующие реставрации каждые десять лет, были перекрыты медью, не нуждающейся в обновлении долгое время.

              В 1990-м музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция – одна из наиболее богатых действующих собраний в России. В звоне собора имеются колокола весом от 8 кг до 2,6 т. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547 - 1996 годах, отлитых в России и за рубежом. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

              В 2001-м начались реставрационные работы, которые продолжались десять лет, закончились к 450-летнему юбилею и обошлись в 390 000 000 (!!!) рублей. В результате восстановили интерьеры церквей, отреставрировали икону Покрова Пресвятой Богородицы, подклетам вернули первоначальный вид.

              В 2008 году собор вошёл в семёрку «чудес света» России, также, Собор Василия Блаженного входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

              Сегодня в храме девать иконостасов, в которых установлено 400 икон XVI - XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись XIX века, церковная утварь прошедших веков и потир XVII века, которые принадлежали царю Алексею Михайловичу.

               В главной, Покровской, церкви находится иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа в Иерусалим – иконостас разобранного в то же время Александровского собора.

               Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, и придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название.

                Восемь церквей – четыре осевые и четыре поменьше между ними – увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершённой шатром с маленькой главкой. Этот шатёр выразил идею божественного Покрова, распростёртого над Русской землёй.

               В соборе отсутствуют подвалы. Церкви и галереи стоят на едином основании – подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета до 3 метров в толщину перекрыты сводами. Высота помещений составляет около 6,5 метров.

               Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями – продухами. Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали, как хранилища. До 1595 года в подклете, возможно, прятали царскую казну. Существует предание, что зажиточные горожане, также, приносили сюда на хранение своё имущество.

               Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением Святого Василия Блаженного, после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году – к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель, в барабане – праотцы, в перекрестиях свода – Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода – евангелисты. Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью – одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения.

                 По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквями и соединяют её с внутренними переходами. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века – более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

                 Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского, потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода – разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. Церковь высотой 15 метров является одной из четырёх малых церквей, её площадь составляет 4,4×2,8 метра. Основание – четверик – переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль – символ вечности.

                 Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря – в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге, потому, что он особо почитался, как покровитель царского рода. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также, появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода.

                Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, с которым ассоциировался торжественный въезд Ивана Грозного в Москву, как православного победителя Казанского царства. Считалось, что эта победа закрепила статус страны, как Второго Иерусалима – города, которому доверено хранить чистоту веры. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Древней живописи в церкви не обнаружено. 

                Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении, умершего в 325 году. Его память отмечается 30 сентября (13 октября). В 1552 году в этот день была взята Арская башни города Казани. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 метров, также, представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом.

                Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в III - IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти – 2 (15) октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. В церкви представлены хоругви XVIII века – иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. 

                 Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий». В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву – по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу. Церковь – одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. 

                  Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы – считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой в народе часто именовали весь храм. Дата праздника не совпадает с рамками казанского похода, но связь другого рода: 17 октября 1552 года, сразу после очистки Казани от трупов после штурма, город был освящён во имя Святой Троицы. Церковь является одной из четырёх больших церквей собора – её высота 21 метр, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ступенчатые подоконники, в сочетании с выбеленной гладью стен и свода, делают церковь особенно светлой и нарядной. 

                  Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 году, в день памяти Патриархов 30 августа (12 сентября), произошёл разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству. Церковь высотой 14,9 метров является одной из четырёх малых церквей собора. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX века. Она была выполнена специально для этой церкви.

                 Центральная церковь освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник отмечается 1 (14) октября. В этот день в 1552 году начался штурм Казани. Церковь представляет собой столпообразное сооружение, в основании которого четырёхгранник-четверик. С помощью белых треугольников-тромпов он переходит в восьмигранник-восьмерик. Завершается восьмигранным шатром. Это самая высокая из всех церквей собора. Её высота – 47,5 метров. Справа от иконостаса на стенах масляная сюжетная живопись конца XIX века. Первоначальная роспись «под кирпич» была выполнена в технике фрески по сырой штукатурке. 

                Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы, которая походила на сохранившуюся звонницу Спасо-Преображенского собора в Больших Вязёмах. Ко второй половине XVII века изначальная звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х её сменила колокольня, которая стоит по сей день.

                Основание колокольни представляет собой массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой, огороженной восемью столбами, соединёнными арочными пролётами. Площадка увенчана высоким восьмигранным шатром, рёбра которого украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани шатра покрыты фигурной зелёной черепицей, а завершает его небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки – так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. 

                Храм Василия Блаженного – сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст. Отдельные части здания (купола, орнаменты, раскраска) и в самом деле имеют растительные формы, при этом очень сложные, затейливые и разнообразные. Это настоящая жемчужина русского зодчества.

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню