Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

(рус. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов; англ. The Patriarch’s Palace and the Church of the Twelve Apostles)

 

        Режим работы: каждый день с 10.00 - 17.00. Выходной – четверг.

         Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов – постройки на территории Московского Кремля, расположеные к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

        В 1646 году, при дворе, объявился некий Никита Минин, родом из-под Нижнего Новгорода, в прошлом монах, а затем игумен из далекого монастыря под Архангельском. Он так рьяно обличал мирские пороки, начинавшее входить в моду легкомысленное вольнодумство, что государь посоветовал Патриарху поставить его настоятелем в московский Новоспасский монастырь, чтобы улучшить тамошние нравы. В 1649 году, он получает сан Митрополита Новгородского и Великолуцкого, став вторым лицом в Русской православной церкви после Патриарха Московского.

        Еще при жизни Михаила Федоровича, в 1635 году, одновременно с Теремным дворцом Патриарх Иосиф начал строить в кремле палаты. Работы велись ни шатко ни валко, а со смертью Царя Михаила и вовсе остановились.

        После смерти Патриарха Иосифа, патриархом Всея Руси становится Никита Минин (Патриарх Никон). На патриаршество Никон согласился не сразу, прежде взяв с царя обет не вмешиваться в церковные дела.

        Став Патриархом, Никон сразу же приступил к разборке старых палат. При патриархе Никоне, в 1656 году, было построено новое, сохранившееся до нас, здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. До 1658 года продолжалась отделка помещений. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов.

         В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, построенных единым архитектурным блоком. В декоративной обработке фасадов имеются элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Палаты включают двухэтажное здание самих палат, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую, над проездной аркой, домовую церковь Двенадцати апостолов. Главным парадным помещением всегда служила Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры, в честь царя и иноземных гостей.

        Крестовая (Мироваренная) палата дворца представляет особый интерес. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.

        Парадные сени – это своеобразная прихожая патриаршего дома. Во время всех торжественных приемов и выходов, в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

        Никону не пришлось долго пожить в этом дворце. В 1666 - 1667 годах, церковный собор, на котором не присутствовал Царь Алексей Михайлович, лишил Никона сана. После ссылки Никона палаты опустели. В конце XVII века был надстроен четвертый этаж, от которого до наших дней дошла Петровская палата.

        Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

        Экспозиция собора дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа. Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства, путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), и повышенной его эстетизацией (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

        При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 года. После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат.

        В 1929 году в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века, из разрушенного собора Вознесенского монастыря. В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная музейная экспозиция.

        В 1980-1985 годах проходила еще одна реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII века, а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид. Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.

        Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов, с использованием подлинных вещей в двух комнатах, назначение которых не прослеживается, но известно, что они сохранили изначальные архитектурные формы XVII века.

 

Экскурсионные туры по Москве здесь

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню