баннер главный

Иераполис

(тур. Hierapolis; англ. Hierapolis)

 

Объект ЮНЕСКО

 

       Часы работы: ежедневно, круглосуточно.

       Как добраться: чтобы добраться до Иераполиса самостоятельно, сначала нужно доехать до города Денизли. Денизли связан со многими городами Турции: Стамбулом, Измиром, Анкарой, Антальей, Фетхие, Мармарисом и другими. Можно посмотреть сайты турецких автобусных компаний Denizli Turizm, Ulusoy, Varan, Kamil Koç и других. Далее, с автовокзала Денизли ходят регулярные автобусы до Иераполиса, время в пути 20 - 30 минут в пути.

 

        Иераполис  античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли. Название города «Иераполис», с древнегреческого языка, переводится как «Священный город». Иногда его называют Гиераполис, иногда Хиераполис или Иераполь.

        Иераполис  одно из популярнейших мест в туристических маршрутах Турции. Античный город неплохо сохранился до наших дней, и имеет богатейшую историю – часть Римской и Византийской империй. Здесь можно полюбоваться уникальными минеральными горячими источниками, и познакомиться с остатками древней цивилизации, осмотрев, сохранившиеся до наших дней, руины античной архитектуры. Современное название местонахождения Иераполиса  Памуккале.

Карта Иераполиса

        Первые постройки на месте Иераполиса появились во II тысячелетии до нашей эры. Город был построен на застывших известняковых туфах, и окружен многочисленными горячими источниками природного происхождения. В 190 году до нашей эры, царь Пергама Евмен II построил новый город, на этом месте, и назвал его Иера́полис (священный город).

        В 133 году до нашей эры город перешёл под покровительство Рима. Город стал своеобразным курортом для аристократических римских семей. Здесь были обустроены купальни и огромные римские бани. Но в 172 году нашей эры Иераполис был разрушен землетрясением, затем отстроен заново, и начал активно развиваться во II - III веках нашей эры.

 

        В 395 году город перешёл под управление Византии. Иераполис постоянно оказывался на границе противостоящих земель и пережил неоднократную смену власти. В 1210 году город окончательно отошёл во владение турецкого государства, но, вскоре сильное землетрясение разрушило большую часть построек. Город вновь был отстроен заново. Но, после землетрясения в 1354 году Иераполис так и не смог оправиться. Город был разрушен до основания мощным Фракийским землетрясением.

        Первые раскопки в Иераполисе производились, начиная с 1887 года, немецкой группой археологов, во главе с Карлом Хуманном. Результаты были опубликованы в 1897 году. Город был построен на известняковой почве, размером 800 Х 100 м. В город можно попасть через Византийские ворота.

        Слева от входа, возле городской стены, на не примечательном, сейчас, месте, в древности, располагался огромнейший фонтан Тритона. Вода в фонтан поступала с гор и источников, по специальному глиняному водоводу. Фонтан использовался не только для украшения города, но и служил источником воды для жителей Иераполиса. Сейчас статуя Тритона находится в музее античного города Иераполис, который расположился в Южных Римских банях.

         Неподдельный интерес в древнем Иераполисе вызывает замечательно сохранившийся античный Театр, возвышающийся на холме над всей окрестностью. Античный Театр Иераполиса  один из лучших, по сохранности, амфитеатров на территории Турции. Здание было третьим по величине, после театров Эфеса и Аспендоса.

         Строительство Театра началось в первой половине II века, и уже в III веке сооружение было значительно расширено. Этому строительству предшествовало разрушительное землетрясение в 60 году нашей эры, которое нанесло серьезный ущерб городу, в том числе, фактически обрушило зрительный зал старого Театра, построенного в эллинистический период на высоком холме, на севере города. Новый Театр был гармонично вписан в окружающий ландшафт, и занял площадь четырёх стандартных городских кварталов Иераполиса. Здание Театра было построено на небольшом холме, который являлся природной основой, фундаментом для сооружения. Оно было возведено из цельных камней, общая высота его ступеней составляет, около, 100 метров.

        Зрительный зал Театра включает 45 рядов сидений, и разделён проходом на две половины: верхнюю (25 рядов) и нижнюю (20 рядов). Помимо этого, зрительный зал разделён, также, при помощи 8 вертикальных проходов на девять секторов. Театр вмещал около 12 000 зрителей. Система арочных кирпичных туннелей обеспечивала выходы для публики на верхние этажи зрительного зала.

         В нижней части зрительного зала Театра расположено монументальное полукруглое сидение – ложа, которая резервировалась для привилегированных гостей города и, конечно, императоров Рима. Первые ряды зрительного зала около трибуны всегда заполняли богатые или почётные граждане.

        Фронтальную часть сцены украшало множество статуй, но к сожалению, они не сохранились до наших дней. При раскопках были обнаружены статуи: Артемиды, Аполлона, мифологических предков. Красочная мозаика из стекла когда-то украшала стены третьего этажа.

        Несмотря на это, барельефы сцены Театра прекрасно сохранились. Один из барельефов первого этажа демонстрирует жизнь императора Септимия Севера, вместе со своей семьёй в окружении богов. Другой барельеф показывает бога Диониса верхом в коляске, запряжённой леопардами, с окружением сатиров, силенов, и вакханкок, а также, богов – Пана и Приапа. Третий барельеф иллюстрирует шествие и жертвоприношение богине Артемиде, сцену наказания Ниобе и её детей, учинённых Артемидой и Аполлоном.

        Половина сцены была сделана из каменных (травертиновых) плит. Этот тип структуры был широко распространён в театрах римской провинции Малой Азии, так как, деревянные полы были неустойчивы к плохим погодным условиям. Передняя, фронтальная стена сцены была трёхэтажным сооружением, высотой около 30 метров. Над нижним рядом с коринфскими колоннами стояли ещё два этажа с композитными колоннами, сочетая красоту обоих архитектурных ордеров  ионического и коринфского. Нижний этаж был заметно выше второго и третьего.



         Выход на сцену осуществлялся через 5 разных дверей. Самая высокая центральная дверь называлась императорской. Дверные рамы, сделанные из мрамора, были украшены рельефным изображением мелких птиц, богинь, львов и амуров.

         В строительстве Театра применяли 2 типа строительных материалов: известняк для архитектурных деталей, и мрамор, для украшения. Верхние ряды сидений театра были сделаны из травертина и перенесены из старого театра, при этом они были установлены на искусственной структуре, так как выходили за пределы естественного склона горы.

         Античный театр Иераполиса считается одной из самых значимых достопримечательностей Турции. Театр используется и в наши дни, для проведения Международного музыкального фестиваля, который проходит в Памуккале ежегодно, в июле. Правда, в наше время, на его 45 рядах умещается только около 7 000 зрителей.

         На дороге, ведущий из Амфитеатра стоит Храм Аполлона. Храм был построен в III веке нашей эры для главного бога города – Аполлона. Храм являлся самым большим святилищем в городе, но после многочисленных землетрясений сохранились лишь две части — ведущая к нему многоступенчатая лестница и площадка перед храмом. Перед храмом расположен монументальный источник, его стены сохранились до сегодняшних дней.

         Храм Плутона – загадочное место. Вполне возможно, что его перестроили, или заново отстроили на месте храма Аполлона. Позади храма располагается интересная пещера, считавшаяся, в античные времена, местом обитания римского бога подземного мира  Плутона. Это трещина в земле, ограждённая саркофагом из камня. В этом месте из земли поднимаются ядовитые испарения. Плутон считался богом подземного царства, а Кибела – матерью всех богов.

          Сформировав около разлома замкнутое пространство под храмом, служители могли наполнять его смертоносными парами газа в нужной концентрации, используя в своих корыстных целях  проповедовании культа Кибелы и Плутона. Процедура выглядела следующим образом: в полу храма было устроено отверстие, напрямую связанное с подвалом. В нужный момент отверстие открывалось, и наружу вырывался плотный поток, насыщенный парами углекислого газа. Служители подносили к отверстию клетку с птицами, а затем ненадолго опускали её в подвал, после чего, в поднятой, наверх, клетке лежали мёртвые птицы. Таким наглядным «магическим» способом в древнем Иераполисе проповедовался культ матери-богини Кибелы, которая была тесно связана со смертью и преисподней. Вероятно, после такого шоу народ свято верил, что любое существо, входящее в пещеру, просто обречено на смерть и на встречу с богом Плутоном.

         Иераполис имел регулярную застройку. Центральная улица города органично сочеталась с Византийскими и Южными городскими воротами, образуя законченный архитектурный ансамбль. Улица была возведена в конце I века нашей эры, именно в это время, город Иераполис получил прямоугольную сетку кварталов и, конечно, центральную или главную улицу, без которой был совершенно немыслим любой крупный римский город. Протяжённость центральной улицы составляла около одного километра, а ширина четырнадцать метров. Мостили проезжую часть крупными глыбами известняка, причём весьма неровно.

         На центральной улице Иераполиса можно видеть небольшой канал – канализационную систему города. Канал, в древности, был выложен плитами и закрыт сверху. По этой канализационной системе стекала дождевая вода, а также, пресная вода из фонтана Тритона и, наконец, избытки минеральной воды из городского бассейна смывали мусор, отходы, которые сбрасывали жители города. Кроме того, в канализационный канал попадали фекалии из городского туалета, построенного неподалеку от Ворот Домициана.

         Общественный туалет Иераполиса назывался Латрина. Латрина была обязательным публичным сооружением, а вход туда был платным. Именно появление Латрин в древнем Риме, дали начало поговорке, которой все пользуются и в наши дни  «деньги не пахнут». Два ряда мраморных скамеек Латрины располагались вдоль стен сооружения но, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Общественный туалет был расположен рядом с воротами, Домициана, а после его смерти – Воротами Фронтина.

         Ворота Домициана (Фронтина) представляют собой монументальный вход в римский город Иераполис. В наше время, над арками ворот, частично реконструированы элементы декораций  наличники и коринфские капители, сделанные из мрамора. Над обеими сторонами ворот, были вновь укреплены небольшие мраморные доски, удивительным образом сохранившиеся в земле в течении двух тысяч лет и найденные при раскопках. За воротами Домициана (Фронтина) начинался город мертвых – Некрополь. Протяжённость его составляла 2 км.

        Непосредственно перед Византийскими воротами была возведена, так называемая, «Прекрасная гробница», которая являлась монументальной гробницей (некогда включавшей саркофаг). Обычно такие пафосные сооружения возводились в честь умершего героя, и использовалось в качестве культа преклонения перед его заслугами. Гробница была возведена ещё до разрушительного землетрясения 60 года нашей эры. Саркофаг гробницы был восстановлен, реконструирован, а затем впервые показан в 1978 году в историческом музее Памуккале, где он, до сих пор, и находится.

        В городе существовали Северные и Южные Термы (Римские бани). Северные термы были сооружены во II - III веках нашей эры, в период расцвета имперского культа в городе Иераполис. Cамая крупная часть сооружения  калидариум была переоборудована в Базилику. В настоящее время, вход в Северные термы города закрыт, из-за угрозы обрушения перекрытий арок, так как их опоры сильно расшатаны землетрясениями.

        Археологические исследования показали, что к термам был подведена специальная ветка водоотвода, которая снабжала сооружение тёплой, сильно минерализованной водой. Вероятнее всего, этот водовод шёл из специального большого резервуаро для долговременного хранения воды – Цистерны. Этот резервуар, в ту пору, был изготовлен не из железа, а, особым образом, устроен из каменных блоков, размещённых на большой ровной платформе, сооружённой из каменных плит. К нему подходили две ветки водоводов. В свою очередь, из Цистерны брали начало несколько магистральных труб, которые спускались по рельефу предгорий вниз, к жилым кварталам города. Северо-восточная труба транспортировала воду с очень большим содержанием минеральных примесей, особенно кальция. Но, из-за отсутствия какой-либо фильтрации воды, а также, невозможности чистки многокилометровых нитей труб, год от года, приводили к появлению, в транспортируемой воде, изрядного числа примесей и грязи.

        Благодаря расположенным вокруг города минеральным источникам с горячей водой, с древних времен, к поселению прибывали больные и страждущие. Со временем Иераполис превратился в крупный центр, известный на территории всей Малой Азии. Здесь было возведено множество культурных построек, таких как Театр, Агора, Величественные Храмы, Бани и Фонтаны. Благодаря горячим источникам, использовавшимся для лечения различных заболеваний, Иераполис, по своей сути, стал одним из первых курортных городов в мире.

        Весьма примечательным местом античного Иераполиса является знаменитый термальный Бассейн Клеопатры. Здесь, на месте горячего гейзера, когда-то древние римляне построили свои бани. Бани давным-давно разрушились, каменные блоки и резные колонны попадали в расселину между скалами – и вот он готов!, природный бассейн с горячими ключами. Так они и остались лежать там, добавляя этому месту особое очарование. Вода в бассейне горячая, как в ванной, и абсолютно прозрачная. Над местом бьющих ключей она газированная, и из неё выпрыгивают в воздух мельчайшие капельки, как из шампанского.

        И всё-таки, то, ради чего большинство туристов едут в Иераполис – это неповторимое белоснежное Памуккале – одно из чудес природы. Это скопление уникальных горячих источников с высокой концентрацией оксида кальция, позволяющих лечить целый спектр заболеваний. Здесь находятся 17 геотермальных источников, с температурой воды от +35 до +100С° и водоёмы-террасы, образовавшиеся из травертина. Знаменитые белоснежные каскады Памуккале  не только популярная достопримечательность, но и знаменитый оздоровительный курорт, известный уже несколько веков.

       Иераполис известен, ещё, и как место, где проповедовал один из учеников Христа – Апостол Филипп. Во время суровых гонений Святой Филипп принял мученическую смерть в Иераполисе. Здесь найден храм, построенный в IV веке, на месте кончины Святого Филиппа. Храм имеет восьмиугольную форму с диаметром около 20 метров. На поиск Храма Святого Филиппа ушло более 30 лет.

       Современный этап исследований Иераполиса начался в 1957 году. Археологические и реставрационные работы продолжаются и в настоящее время. Уже найдено много артефактов, но сколько их ещё предстоит найти. Античный Иераполис скрывает от нас ещё много тайн и загадок….

 

 

 

Туры в Турцию  спецпредложения дня

 
top