Храм Эдфу

(араб. معبد إدفو; англ. Temple of Edfu)

Кандидат в список ЮНЕСКО

 

            Часы работы: ежедневно, с 9:00 до17:00.

            Как добраться: Храм Эдфу находится в восточной части города города Эдфу, на пересечение улиц Hassan Kassim и Al Mabed. Из Каира и Луксора в Эдфу ходят поезда и автобусы, которые останавливаются на ж/д вокзале, расположенном на восточном берегу Нила в 4  км от достопримечательности. От вокзала до храма лучше ехать на такси или конном экипаже. Также, можно добраться до него и по воде — в ходе круизов по Нилу.

            На половине пути между Луксором и Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это — исторический памятник, в древности — город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу — его нынешнее арабизированное название.

            В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз — светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.

Карта храма Эдфу

 

            В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов — порождение тьмы. Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался — Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьём представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим
Аполлинополем.

Схема храма Эдфу

 

            Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мёртвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил своё законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешённый Гором Осирис остался править царством мёртвых.

              Традиционно Гора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростёртыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

               В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине Нила, шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль, как близкий сосед Нубии.

               Но славу городу принёс храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма. Благодаря, в том числе, массивности конструкции и удалённости от крупных городов, эта колоссальная постройка — вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив — оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.

               Птолемеевский храм Гора поставили, примерно, в километре к западу от Нила, на месте снесённого более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII век до нашей эры), который, в свою очередь, был сооружён на месте ещё более древнего храма времён Тутмоса III (XV век до нашей эры). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 году до нашей эры. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 году до нашей эры.

                В 142 году до нашей эры при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки — в 57 году до нашей эры при Птолемее XII Неосе Дионисе.

                 Четыре века в храме шли службы, но после 391 года, когда римский император Феодосий I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Ещё до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи. В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 году, когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821 - 1881 года), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребён под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.

                 В середине XIX века Мариет, не без труда, получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе, и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося учёного храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были, также, остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.

                 После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени, практически, не было. Археологические раскопки показали, что город нашёл интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.

                Храм Эдфу поражает своей брутальной архитектурой снаружи и изысканными элементами отделки внутри. Сложно представить, что этот комплекс, построенный более 2 тысяч лет назад, мог так прекрасно сохраниться. Храм посвящен Гору, богу неба и солнца, так что изображения человека с головой сокола занимают центральное место в оформлении.

                Сооружённый в традиционном для Древнего Египта стиле, он призван сразу, ещё до того, как человек ступит на камни Большого двора, показать беспредельную силу и величие бога Гора. После постройки портала ещё год ушёл на разборку пандуса из песка, глины и каменных плит: дерева для такого количества строительных лесов в Египте просто нет.

               Дата окончания строительства указывает на то, что храм Гора в Эдфу — одно из самых поздних сооружений египетского зодчества.

               Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всём следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде, чем попасть в святилище.

               Перед храмом, слева, Маммиси Птолемея III Эверглета, декорированные уже при Птолемее IX. Термин «Маммиси» происходит из коптского языка и означает «место рождения», то место, где ежедневно обновляется таинство рождения Божественного сына Гора, и, поэтому, светлое для всех рожениц и для каждой женщины, мечтающей стать матерью. Изначально это помещение было частью храма, но с приходом ХХХ династии оно превратилось в небольшой автономный храм святилища, приобретавший всё большее значение при Птолемеях, а затем, и при римлянах.

               Храм начинается массивным входным пилоном — башнеобразным сооружением в форме усечённой пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные
ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царём и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.

                За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трёхметровое, из чёрного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от ещё более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Сементау (около 1650 года до нашей эры).

                Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора — сына Осириса и Исиды. Здесь же — знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображённого в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя по двору.

                Из двора попадают в Первый гипостильный 18-ти колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека — на стену нанесён каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.

                Следующий, меньший по размерам, гипостильный зал заполнен тремя рядами колонн по четыре в каждом; с одной стороны этого зала открывается комната «сухих» даров, с другой – комната «жидких» даров со специальным помещением для приготовления этих приношений. Смежный с ними – двор жертвоприношений (откуда лестница ведёт на террасу) и вестибюль перед входом в святилище, в котором сохранился прекрасный монолитный ковчег. В «коридор мистерий», окружающий святилище, выходят десять комнат, каждая со своими специфическими атрибутами.

               В центре стоит церемониальная лодка — символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос — центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с картушами фараона Нектанеба I, правившего в 380 - 362 года до нашей эры.

              Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нём и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа — выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчёт о строительстве, и календарь, снабжённый списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних — обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.

               Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Гора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоём алтаре, и ты пьёшь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почётно, чем обладать всеми земными богатствами».

               Утро в храме начиналось с того, что фараон — или верховный жрец от его имени — разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.

               Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.

               Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически, спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея.

               Его увлечённость Древним Египтом выразилась ещё и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.

            Храм Эдфу – уникальное прекрасно сохранивашееся пособие по истории и Египтологии. Самый хорошо сохранившейся храм Древнего Египта действительно способен впечатлить многих его посетителей…

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню