Обычаи и традиции в Лаосе. Характер лаосцев
Весь Лаос можно охарактеризовать двумя словами: большая деревня. Находясь в тени двух больших туристических соседей: Таиланда и Вьетнама, страна незаслуженно обделена туристами. Немногие даже знают название этой страны. Отчасти, причина этому – полное отсутствие пляжных курортов – ведь Лаос не имеет выхода к морю. В Лаосе совсем другой контингент туристов, нежели, например, в Ханое или на побережье Вьетнама. Обычные люди в Лаос по путёвкам не поедут, только свободные путешественники, жадные до новых впечатлений и готовые к приключениям.
Несмотря на чудовищно низкий ВВП и маленькие доходы на душу населения, народ, как и положено в тропических странах, да ещё и в буддийских, выглядит абсолютно счастливым, будто поголовно встал на путь Бодхи; нарядные и чистенькие дети ходят в школы, а их папы и мамы занимаются развитием сельского хозяйства и экотуризма, где это возможно. На многих зданиях висят полотнища с серпом и молотом, хотя это не официальный флаг Лаоса. В этом регионе марксизм весьма причудливо и, при этом, очень органично переплёлся с буддизмом. Звучит уже интересно? Давайте начнём приоткрывать завесу тайны под названием «Лаос».
Лаосский менталитет
Лаосцы – братья тайцев, у них родственные языки, письменность, культура, религия. Но, тайцам исторически повезло больше: социализм миновал их. Может, от этого они внутренне свободны, грамотно сорганизуются, когда надо их отстаивать права, и к этому вынуждены прислушиваться политики. Лаосцы «ушиблены» социализмом, оставившим в наследство внутреннюю скованность, общественную апатичность, заставившим научиться лавировать и выкручиваться в условиях экономической уравниловки, а позже – разрухи.
Лаос – одна из немногих стран в Юго-Восточной Азии без существенных этнических напряжений и конфликтов. Граждане страны имеют репутацию чрезвычайно мирных и дружелюбных людей, терпимых к проявлениям чужых обычаев.
У лаосцев поразительное чувство юмора, которое их выручает во всяких жизненных коллизиях. Соответственно, если подходить к общению с местными жителями с улыбкой, они всегда отвечают тем же. Часто их простоватый юморок довольно прямодушен, но, зато всегда можно быть абсолютно уверенным в том, что от улыбающегося лаосца не исходит никакой агрессии.
Лаосцы – это милейшие люди, живущие в первозданной чистоте в гармонии с природой. Жители соседних государств, тайцы и вьетнамцы, считают, что более ленивых людей, чем жители Лаоса, просто не существует. В стране крайне популярна одна пословица: «Во Вьетнаме сажают рис, в Камбодже собирают, а в Лаосе слушают, как растёт рис». В этой пословице невероятная доля правды потому что… лаосцы – невероятно ленивый и корыстный народ, который часто просит помощи от других стран. Лаосцы не любят торговать и работать в обслуге, а если уж вынуждены, то, делают это медленно и флегматично. Иногда даже складывается впечатление, что они не понимают, чего от них хотят. Но, это не так. Они просто думают, как бы так по щучьему велению, да само бы всё сделалось…
По той же причине лаосцы не бегают толпами за туристами, ничего не впаривают и не выпрашивают. Они сидят на веранде и пьют кофе или лао биа (пиво), или даже лао виски. Они жуют свой као нео (клейкий рис) и от всей души расслабляются.
Лаосцы все живут с внутренней убеждённостью, что у них впереди ещё несколько жизней и поэтому, торопиться никуда не следует. И если бывалый турист, через несколько дней жизни в Лаосе ещё может свыкнуться с тем, что заказ где-нибудь в кафе он будет ждать очень долго, то в плане ведения бизнеса в Лаосе – медлительность местных жителей – настоящий бич и создаёт колоссальные проблемы в делах. Здесь никто не переживает по мелочам: успел так успел, опоздал так опоздал.
Они не любят и не хотят работать, естественно, при таком раскладе, в стране поголовная бедность, малая продолжительность жизни и высокая смертность, особенно среди детей. Часто в деревенских семьях детям до 5 лет даже не дают имена по этой причине.
При всех своих отрицательных качествах лаосцы – это невероятно добрый, радушный, открытый, мягкий и спокойный народ. Если они улыбаются Вам – они делают это абсолютно искренне. Они очень приветливы и со всех сторон Вас приветствуют: «Сабайдиии!». При этом, чем длиннее «ииии», тем больше рады Вас видеть!
Лаосцы не стремятся к богатству как таковому, как это принято во всех развитых странах мира. Здесь богатство измеряется другими вещами. У каждого бамбукового домика лаосца растёт несколько кофейных деревьев. Чем больше деревьев – тем богаче дом. Принцип жизни «за богатого любая пойдёт» здесь работает. Но, богатство тут относительное. Без еды никто никогда не останется, мотобайк есть в каждой семье, все живут под пальмовыми навесами, варят рис на угольках в корзинках… А вот если побольше кофе продать… То… Будда его знает… Отель построить можно… Но, это ж опять, работать надо….
Спокойствие и миролюбие – главные жизненные ценности любого лаосца. Даже во время кровопролитных войн лаосцы вели себя в соответствии с принципами причинения врагу минимального вреда. Японцев лаосские партизаны убивали не сами, а заманивали их в джунгли, где много хищников и змей. Даже революция в 1975 году, когда к власти пришли коммунисты, прошла на редкость спокойно, в соответствии с лаосской поговоркой: «Лотос не поломан, вода не возмущена, а рыба поймана».
Не потерять лицо – это очень важный принцип в Азии, и Лаос не является исключением. Из вежливости и, чтобы не потерять лицо, лаосец никогда не отвечает отрицанием, что иногда приводит к довольно забавным ситуациям. Если что-то не так, лучше вежливо объяснить. Никогда не стоит кричать или делать выговор лаосцу публично.
А ещё они невероятно суеверны. Лаосцы часто консультируются с предсказателями, которые иногда являются бонзами, отшельниками или медиумами. У некоторых есть колоссальная сила. Они могут примирить разобщённых любовников, изгнать демонов, разрушить чары, превратить самое неприглядное существо в своего рода Казанову. Другие могут исчезнуть по своему желанию, стать невидимыми или открыть будущее.
Лаосцы одними из первых в Азии активно заявили антропологам: «Не надо нас изучать». Сейчас исследователям тяжело работать в Лаосе – жители просто не видят очевидных причин, почему они должны делиться знаниями и культурой с какими-то европейцами. В общем, они совсем не чувствуют себя народом «третьего мира».
Лаосский характер
Традиционное приветствие в Лаосе – «вай» или «ноп» – сложенные «лодочкой» ладони, прикладываемые к голове (но, не выше уровня носа) или к груди, без прикосновения к телу. Часто жест сопровождается лёгким поклоном, чтобы выразить уважение к людям более высокого статуса или возраста. Это не просто жест приветствия, а по большей части, статусное действие с определённым этикетом.
Порядок совершения «ноп» очень строг и подчиняется целому кодексу – положение рук и длительность жеста определяется социальным положением приветствуемого – чем значительнее персона, тем выше поднимаются ладони и тем дольше длится жест. Нельзя «возвращать» «ноп» детям и обслуживающему персоналу, есть, также, целый ряд других условностей, поэтому, туристам лучше не перенимать этот обычай слепо, предварительно не изучив подробно все тонкости его применения. В повседневной жизни местные жители вполне обходятся дружеским кивком и универсальным «хай», руки друг другу пожимать не принято.
Здесь вообще не принято касаться друг друга, врываться, так сказать, в личную зону другого человека. Прикосновение к голове местных жителей (в том числе, маленьких детей) означает нанесение страшного оскорбления. Сидящий человек, особенно если он положил ногу на ногу, ни в коем случае, не должен обращать ступни в сторону людей и статуй Будды.
Публичное проявление чувств, как для мужчин, так и для женщин в Лаосе не допустимо. Даже при виде туристов или иностранцев, слишком откровенно выражающих свои эмоции, лаосцы могут отреагировать негативно потому, что проявление чувств между мужчиной и женщиной допустимо для них только наедине.
Лаосцы обычно обращаются к друг другу по именам, а не фамилиям. «Сабайдиии» можно перевести, как «поздравляю» или «доброго здоровья», является типично лаосским приветствием. Другое общепринятое выражение – «бо пен ньянг», что означает «не бери в голову» или «не имеет значения». Лаосцы используют это выражение очень широко, начиная с того, чтобы уладить конфликт, и заканчивая просто знаком согласия.
В Лаосе правят коммунисты. Но, не меньшим влиянием здесь обладают буддисты. Монахи обладают столь высоким авторитетом среди населения, что последователи Владимира Ильича и Мао вынуждены считаться и поддерживать с ними «дружбу». С 1975 года правящая верхушка активно пропагандирует идею о родстве коммунизма и буддизма. Якобы, обе идеологии направлены на избавление от страданий. Даже больше! Любой член коммунистической партии Лаоса обязан несколько месяцев провести в аскезе и послушании в одном из буддийский монастырей.
Лаосцы очень музыкальны. Из каждого, даже совсем бедного дома играет музыка. Причём, громко, но это не самое интересное. В этой сфере лаосцы, также, любят выпендриваться и чем больше у тебя колонки, тем ты круче! Увидеть у кого-нибудь дома колонки в человеческий рост – норма вещей.
Лаосец поёт всё время. Меланхолия, беззаботность, грусть, радость составляют суть этих импровизированных песен, часто основанных на контрафакции. В этих поэтических состязаниях суд любви смешивается с социальным анекдотом и политическим намёком. Поэтическая импровизация – это лаосская традиция. Песня из вопросов и ответов становится игрой, в которой главные герои пытаются лучше узнать друг друга.
Гостеприимство лаосцев
Традиционные лаосские дома в некоторых районах подняты над уровнем земли на сваях, поэтому, обувь оставляют на лестнице. Как правило, в доме все сидят на небольших скамеечках или подушках на полу. Мужчины могут сидеть со скрещенными ногами, женщины обычно сидят, изящно подвернув ноги чуть в сторону.
Гостю обязательно предложат чай или фрукты, отказаться от которых считается невежливым. Можно просто попробовать такое угощение, хозяевам этого будет вполне достаточно.
Блюда расставляются в центре большого бамбукового стола с низкими ножками (или подноса), а гости рассаживаются вокруг него, причём, мужчины сидят по одну сторону стола, женщины – по другую (в провинции нередко едят из общих тарелок). Пищу с тарелки обычно берут руками, соус подбирается лепёшкой. Лаосцы не пьют воду во время еды, только после еды.
Лаосский язык
Лаосский язык имеет древнюю письменную традицию (с конца XIV века). Существовало два вида письменности – религиозное письмо («туа тхам») и гражданское письмо («туа лао»). Современное лаосское гражданское письмо близко к тайской письменности и имеет собственный алфавит южно-индийского происхождения с 30 согласными и 15 гласными символами. Также, в письме указываются знаки тона (всего используется шесть типов), количество которых зависит от диалекта. Слово, в зависимости от тона, может иметь до 6 - 8 различных значений.
Все слова односложные, лишь заимствованные из других языков (например, французского), могут иметь больше одного слога. Словообразование осуществляется, преимущественно, путём словосложения, а также, при помощи аффиксации и редупликации (повтора). Вывески и указатели пишутся по-лаосски, в столице их изредка дублируют по-французски.
Современный лаосский язык – это почти тайский. Разница, как между русским и украинским. Ну, и, конечно же, многие путешественники, зная тайский прекрасно общаются на нём в Лаосе.
Религия Лаоса
Поскольку Лаос – это в культурном плане часть Таиланда, то народ тут, почти, столь же религиозен. Религия была прибита коммунизмом – но, сейчас возрождается. Руководство страны придаёт большое значение сохранению национального культурного наследия, особенно древних буддийских храмов, на содержание которых выделяются значительные средства.
Лаос обладает древней самобытной культурой, которая складывалась под большим влиянием буддизма ветви Тхеравада. Многие старые культурные традиции, до сих пор, бытуют в обычаях и нравах народностей и этнических групп Лаоса.
Буддизм очень важен в Лаосе, где он пронизывает культуру и повседневную жизнь. Идеал миролюбивого человека – буддийский монах. Подавляющее большинство населения Лаоса – буддисты. Каждый лаосец должен некоторое время пробыть в буддистском монастыре. Некоторые проводят в монашестве 1 - 2 месяца, другие остаются в монастырях на всю жизнь. Монахи отказываются от собственности и работы и полностью полагаются на милость прихожан, которые обеспечивают их всех необходимым. Шафрановые одежды монахов золотого или оранжевого цвета являются константой лаосского пейзажа.
Женщины не имеют право обращаться к монахам, в свою очередь, буддийским монахам запрещено прикасаться к женщине или принимать что-либо из её рук. Поэтому, женщина, которая желает сделать подношение монаху, обязана сначала передать это мужчине, а тот, в свою очередь, отдаст это монаху. Возможно и просто поставить подношение на край шафрановой накидки или платка, который с другой стороны держит монах.
Все статуи Будды, в каком бы виде и состоянии они не находились, считаются священными. Поэтому, не следует забираться на них для того, чтобы сфотографироваться (наказание обычно довольно жесткое – вплоть до уничтожения плёнки, на которой запечатлено подобное святотатство), или в какой-либо иной форме проявлять к ним неуважение.
Важнейшим религиозный фестиваль Лаоса – «Бун Пха Вет». Это двухдневный буддийский фестиваль, который проходит в январе или феврале, в зависимости от лунного цикла. Во время празднеств буддийские монахи читают Maha Wetsandon Chadok («Великую проповедь рождения»).
В многочисленных лаосских деревнях ещё живы традиционные религиозные течения, такие как «культ духов» и «культ гениев» («фи). Эти религиозные течения, до сих пор, широко практикуются, потому что лаосские этнические группы увековечивают ритуалы, восходящие к заре времени. Боги леса и горы, дня и ночи, духов неба и огня, гении мёртвых продолжают подниматься перед Буддой.
Несмотря на официальный запрет, культ Фи (гениев) остаётся широко распространённым. Пагода «Vat Si Muong» во Вьентьяне свидетельствует о выживании этой преданности гению. Действительно, главная скульптура храма – это не Будда, а «лак муонг» (столп города), в котором должен был находиться гений защищавший города.
Хорошие гении обеспечивают процветание страны и её народа. Их праздник отмечается каждый год во время лунного времени (интервал между двумя новыми лунами) с мая по июнь, до начала сезона дождей. Эти фестивали призваны обеспечить благодать тех сил, от которых зависит урожай.
Приверженцы культа Фи живут в деревьях, скалах и холмах. Каждая деревня, каждая провинция имеет своих пограничников, «локапала» (которые, тем временем, являются персонажами, совершенно признанными официальным буддизмом), а также, находится под защитой Фиса, из которого ассимилировал буддизм.
По религиозным верованиям лаосцев – в каждой из 32 частей тела есть душа. Души, как правило, резвятся в природе, рискуя проглотить фи. Плохие события могут вызвать бегство душ (болезнь, психический шок, отъезд и так далее), поэтому, желательно приступить к церемонии отзыва душ. Эта церемония называется «Су Хуанэ» или «Бачи». Цель этой церемонии во главе со старым мудрецом, избранным на пост главы, состоит в том, чтобы «отозвать» души («хуане») из нашего тела. Мудрец, вспомнив 32 кхуна, прикрепляет к ручкам белые хлопковые нити, чтобы удержать их. Сегодня «Бачи» становится интимной церемонией, которая отмечает любое событие в жизни: брак, отъезд или прибытие хозяев или друзей, рождение и так далее.
Приверженцы религии «Ико» (смесь анимизма и шаманизма) особенно почитают гениев воды. Во время любовного сезона молодые парни и девушки отправляются в лес петь и встречаться. По этому случаю образуются пары. Если девушка, впоследствии, забеременеет, молодые обязательно поженятся. Одной из интересных особенностей религии «Ико» является то, что рождение близнецов является табу и рассматривается, как проявление «фи», злого духа. Пара должна заплатить за эту «ошибку природы» через год ссылки, проведённый за пределами деревни.
Одежда лаосцев
В одежде лаосцы придерживаются некоторых правил, хотя особой строгости не наблюдается, как у женщин, так и у мужчин. Если рассматривать городских жителей, то здесь всё намного проще, они намного ближе к европейским стандартам.
Хороший лаосец носит несколько элементов традиционного костюма во время церемоний и праздников. Мужчины носят Пха Бианг или большой шарф, надетый на плечо, в то время, как женщины предпочитают, в дополнение к подобному шарфу, блузку, и саронг, называемый Синх. В повседневной жизни мужчины отказываются от традиционной одежды в пользу рубашек и брюк.
Женщины в Лаосе, со своей стороны, должны носить саронг Синх каждый день, если они не занимаются спортом или профессией, требующей униформы. Если женщины других национальностей, особенно китайцы и вьетнамцы в городских районах, не носят ежедневно Синх, они обязательно наденут его, когда идут в администрацию, в противном случае, с ними просто никто не будет общаться. «Традиционный наряд», по-прежнему, является обязательным нарядом в государственных учреждениях (не только для тех, кто там работает, но и для женщин, которые только посещают их).
Кроме того, традиционная лаосская одежда служит в качестве ключевого визуального сигнала для установления принадлежности среди этнических групп. Эти методы, формы и материалы изменяются не только по регионам и этнической принадлежности, но, даже рода и семьи. Идеал лаосской одежды – это благоразумие и чёткость.
Для Лао Лум, традиционная одежа отражает камбоджийский, тайский, французский и бирманский стиль. Мужчины Лао Лум традиционно носят брюки кхмерского стиля, куртку с воротником мандарин, индокитайскую рубашку и клетчатый платок, который похож на кхмерский Крам. Среди старших поколений на севере не редкость увидеть мужчин, одетых в клетчатый Крам и саронг, который похож на бирманский Лонджи. Для женщин, традиционное платье – это длинная юбка с богато вышитом низом, платок или шаль (большинство платков называются рупора и носятся в более холодных районах), и блузка на французский манер. Мужчины и женщины носят религиозные амулеты, и большое количество золотых и серебряных украшений, которые, как полагают, отгоняют злых духов и являются заметным признаком богатства. Цвета модели и методы вышивки отличаются, как по области, так и по классу. Лао Лум используют, почти, исключительно, шёлк в традиционной одежде.
Среди Лао Тенг, широко используются хлопковые материалы. Женщины носят простые хлопковые саронги с горизонтальными полосами и чёрныеблузы с длинными рукавами. Также, у них существует традиция добавления значительного количества бисера и серебряных монет в элементы традиционной одежды. Лао Теунг в больших количествах используют серебро и ювелирные изделия из латуни, так как это придаёт статус и, опять-таки, отгоняет злых духов.
Лао Сунг группа, включающая Хмонги, Яо и Ах известны сложной вышивки, обширным серебряным орнаментом и замысловатыми узорами на основной ткани. Например, женщины носят плиссированные юбки с полосами красной, белой и синей вышивки; и чёрный пиджак с оранжевым и жёлтым шитьём. Женщины Яо, наоборот, носят длинную чёрную куртку с красными лацканами, свободные брюки и продуманно вышитые чёрные тюрбаны. Мужчины, как правило, носят чёрные брюки, с вышитой полосой, и красочные индокитайские рубашки.
В повседневной жизни большинство лаосцев отказываются от традиционной одежды для рубашек и брюк. Многие молодые представители этой страны носят футбольную форму везде и всегда, часто, это просто шорты и футболка.
Отношение лаосцев к деньгам
Как правило, в бедной стране всегда процветает коррупция. И Лаос – не исключение. За каждую бумажку и услугу жители Лаоса вымогают деньги. Полицейские с удовольствием берут взятки и «ошкуривают» собственных граждан и иностранцев.
В кафе часто «не докладывают», в кассах туристических объектов нередко «общитывают», на рынках торгуются крайне плохо, и «не докладывают» и «обсчитывают». Вам-то что, миллионеру, даже не заметите…. А им хорошая прибавка! От своего не отступятся. Даже не торгуйтесь. Если сторгуете грош, получите в 2 раза меньше. Вот такие они, лаосцы!
В плане ведения бизнеса – Лаос чудовищно сложная страна. Очень тяжело преодолеть особенности местной бюрократии, потому, как почти любая деятельность требует лицензии. Любой орган имеет возможность спустить тебя в бюрократический ад и закрыть любое дело. Можно давать взятки – они не очень большие, и это просто избавляет от лишней тягомотины с документами, однако дел не ускоряет. Деньги хотят все и везде, и, при этом, никто и ничего делать здесь не хочет. И, если есть возможность для лаосца ничего не делать, а деньги получить, будьте уверены, Вас обдерут, как липку!
Лаос очень оберегает это своё странное устройство и не разменивается на западные ценности. Это затрудняет ведение бизнеса. Так лаосцы себя, в каком-то смысле, защищают от, желающих быстро обогатиться, дельцов. В Лаосе нивелируется любое иностранное влияние – им непонятен тренд глобализации, потому что, они не добрались ещё до капитализма, да им это и незачем.
Лаосец на работе – это-то что-то странное, невнятное и нереальное. У лаосцев совершенно иной взгляд на мир. Деньги и карьера здесь не играют весомой роли. Лаосца мотивируют другие вещи: в первую очередь – удовлетворенность членов его семьи.
Если у лаосца возникает конфликт между возможностью заработать денег и шансом побыть с семьёй, он всегда выберет семью. Карьера для них, вообще, пустой звук в сравнении со временем, проведённом среди родственников.
Главная ценность лаосцев – это «муанг». Это некое состояние внутреннего спокойствия и собранности, основа их жизненного уклада и мировоззрения. Лаосцы ревностно оберегают своё внутреннее спокойствие. Если им что-то не нравятся, лаосцы не спорят, не обращаются за расчётом – просто уходят, и никогда их больше не увидишь.
Очень сложно нанять лаосца, который будет контролировать работу подчинённых, потому что, это ответственность, а ответственность – стресс, который вообще не входит в их ценностные координаты. Зачем им это? Они готовы терять деньги и возможности ради сохранения «муанга». Поэтому, в Лаосе почти нет бизнесменов, а если и есть – то это вьетнамцы, тайцы или китайцы, потому что, бизнес разрушает лаосца.
Лаосская свадьба
Детские браки – распространённая, хотя и недооценённая, проблема в Юго-Восточной Азии. В Лаосе, законный возраст для вступления в брак составляет 15 лет, и, примерно, 20% женщин в возрасте от 15 до 19 лет уже замужем или разведены, ещё 6% уже являются вдовами в этом возрасте. В некоторых частях Лаоса, когда девочке исполняется 14 лет, она считается зрелой и готовой к браку. Многие родители поощряют своих дочерей рано выходить замуж, чтобы избежать социальной стигмы, связанной с беременностью вне брака. Но, после замужества девушка обычно бросает школу.
Девочки, живущие в бедности в сельской местности, гораздо чаще вступают в брак рано, чем девочки, живущие в городских районах. Несмотря на то, что детский брак затрагивает и девочек и мальчиков, воздействие на девочек является более выраженным и может быть опасным для жизни. Девочки, которые рано выходят замуж, обычно сразу рожают первого ребёнка. Это подвергает девочек повышенному риску сексуального и репродуктивного здоровья. Девочки вынуждены доказывать свою фертильность, вскоре после вступления в брак, и имеют ограниченный доступ к информации о репродуктивном здоровье или способности влиять на принятие решений по планированию семьи. Девочки в возрасте от 15 до 19 лет в два раза чаще, чем пожилые женщины, умирают от осложнений, связанных с беременностью или родами, которые являются основными причинами смерти девочек этой возрастной группы в развивающихся странах.
При этом, добрачные отношения между двумя влюбленными людьми в Лаосе запрещены. Это же относится и к парам, в которых лишь один родом из Лаоса, а второй приезжий. Даже поцелуи в щёчку считаются чем-то неправильным и аморальным.
Традиционная лаосская свадьба обычно проводится в доме семьи невесты. Свадебная церемония может состояться утром или днём. В прошлом, утро всегда было лучшее время для радостного празднования, такого, как свадебная церемония, а день считался временем грустных церемоний, таких, как кремация. Однако, с современным стилем жизни удобство стало более важным, и время больше не имеет значения. Как правило, 10:00 и 16:00 обычно считаются лучшим временем потому, что гости приглашаются на обед или ужин после официальной церемонии.
Подготовка к свадьбе начинается с шествия «су кор» (обещание невесты). Приданое для невесты обычно серебро и золото, но, это может быть что-то ценное. Традиционно, родители невесты просят приданное в качестве компенсации за грудное молоко, которое скармливалось невесте с рождения. Сколько? Зависит от социального статуса семьи с обеих сторон. В наши дни многие родители так ничего и не просят, чтобы их дочь была счастлива.
Обязательства не так распространены в Лаосе. Некоторые пары обручаются до свадьбы, в то время, как другие совсем не беспокоятся об этом. На самом деле, нет никаких установленных правил, особенно в наши дни, когда изменился образ жизни многих лаосцев.
Когда две стороны договариваются о приданом невесте и всех других деталях, они устанавливают дату свадьбы. Традиционно дата свадьбы должна быть хорошим днём по лунному календарю. Родители одной или обеих сторон обычно консультируются со старейшинами или бывшими монахами, которые хорошо знают лаосские обычаи и традиции, до даты вступления в брак. Одна вещь, которую знает большинство лаосцев, состоит в том, что брак не должен состояться в течение трёх месяцев, во времябуддистского поста (конец июля –конец октября).
В ночь перед свадьбой в Лаосе в доме невесты проводится неформальная церемония, а иногда жених проводит такую же церемонию дома. Это называется «Оун Донг» (до брака), и в ней участвуют только близкие друзья и родственники, которые приходят помогать с подготовкой к свадьбе, а также, есть и пить. Вещи, которые нужно приготовить, включают в себя пахун (пирамиду календулы ручной работы из банановых листьев), еду для дня свадьбы и комнату новой пары. В этой комнате традиция требует, чтобы кровать заправляла мать невесты или пожилая женщина, которая имеет хорошую семью (с хорошим мужем и хорошими детьми, и которая не разведена или не овдовела).
В день свадьбы невеста, как правило, одета в традиционный лаосский шёлк (лаосская юбка) и шёлковую блузку, а её волосы особым образом завязаны золотым украшением. Комплект дополнен золотым колье, браслетами, серьгами и колокольчиком. Жених обычно одевается в белую или кремовую шёлковую рубашку и традиционный шёлковый салон (пара мешковатых штанов). Иногда, женихи носят нормальные штаны и костюмы, потому что, некоторые находят традиционные наряды неудобными.
Конвой жениха отправляется вперёд, чтобы отдать приданое невесты родителям невесты. Приданое невесты может быть золотым или серебряным. Конвой обычно состоит из нескольких пожилых мужчин и женщин, которые могут быть родственниками или родителями жениха. Руководитель конвоя вежливо говорит что-то вроде: «Мы пришли с лошадьми, буйволами, коровами, кучей денег и золота, чтобы дать вам взамен нашего сына, который приедет жить с Вами», или что-то подобное.
После этого группа жениха идёт к дому невесты, играя на музыкальных инструментах, они поют и танцуют по пути. Все смеются, подбадривают и улыбаются самым радостным образом. Жених ходит под зонтом, который несёт его друг. Эта часть свадьбы в Лаосе должна быть действительно весёлой. Эта процессия называется «Хае Ке».
Когда они прибывают в дом невесты, жениха и его группу приветствуют родители невесты, где установлены и закрыты серебряная дверь и золотая дверь. Эти двери – просто линии серебряных и золотых колокольчиков, натянутых через дверной проём, чтобы не пускать жениха. Жениху будет позволено войти внутрь только после того, как он выпьет с родителями невесты и заплатит им, чтобы они открыли двери, и после того, как он ответит на такие обычные вопросы, как: «Почему ты пришёл сюда? Что ты принёс с собой?» И так далее. Здесь проходят долгие переговоры, допросы и алкогольные напитки, что является ещё одной забавной частью свадьбы в Лаосе.
Жених не обязан отвечать на вопросы, потому что, его родители будут всё говорить и отвечать за него. Старейшины двух лагерей общаются друг с другом в обычной, вежливой и дружеской манере. Всё, что нужно сделать жениху, это выпить по пути и дать деньги служащим. Это, как плата за вход, но ему не нужно много отдавать, и деньги уже были бы подготовлены для него его родственниками. Когда он заплатит, и родители невесты будут удовлетворены небольшим подарком денег, они позволят ему пройти. Прежде, чем он сможет войти в дом, ему должны помыть ноги младшая сестра невесты или родственница невесты, которая младше её.
После этого, жЖених встречает у двери женщину из семьи невесты в Пха Хоуне, где состоится церемония бракосочетания. Невеста направляется в Пха Хоун из своей спальни с другим пожилым родственником. Она садится по левую сторону жениха, и родители с обеих сторон сидят поблизости. В процессе рассадки родители и друзья невесты слегка подтолкнут её, чтобы заставить её невольно опереться на мужа, а другая сторона попытается подтолкнуть мужа, таким же образом. Считается, что тот, кто первым коснётся в этой церемонии своего возлюбенного, получит больше власти над ним в их семейной жизни.
После этого начинается церемония «Бачи» или «Сухуан». Она включает в себя повторение мастера церемоний (морфон), кормление яйцами (жених и невеста кормят друг друга) и привязывание белых шнуров на запястьях, чтобы объединить пару. В конце «Бачи» старшие родители отводят супружескую пару на «Сомму» (обычная просьба о прощении и благодарность от родителей и старших родителей обеих сторон). Этот процесс включает в себя небольшие денежные подарки (завёрнутые в банановые листья, с цветами и свечами). Во время этой церемонии старейшины, включая родителей и родственников обеих сторон, выражают свои пожелания паре.
Как только церемония закончится, пора начинать вечеринку, когда гостей приглашают поесть, выпить и потанцевать. Лаосскую свадьбу обычно празднуют всей деревней. После того, как жених и невеста становятся мужем и женой, они обходят с большой чашей всех гостей, чтобы они сделали им свадебный подарок. После этого, по традиции, нужно выпить за здоровье новобрачных.
Люди в деревнях живут небогато, и каждый даёт столько, сколько может. Все прекрасно понимают, что на счастье новобрачных никто экономить не будет и одарит их от чистого сердца, но, в соответствии со своими финансовыми возможностями.
Угостить всю деревню – тоже, обойдётся не дешево. Рис, пиво, куры, минеральная вода, всё это стоит не так уж и дорого, но, если гостей 200 - 300 человек, то получается вполне приличная сумма. Для простых крестьян – целое состояние. А ведь ещё нужно и чего-нибудь крепенького гостям налить, чтобы свадьба эта пела и плясала, как положено.
Со спиртным проблем обычно не возникает, потому что, в каждой лаосской деревне есть один - два человека, которые специализируются на производстве первоклассного самогона. Эти люди свой подарок молодожёнам обычно делают самогоном. Так удобнее для всех. Главное отличие лаосской водки от русской в том, что её делают не из пшеницы, а из риса. Риса в Азии очень много, а потому он и служит главным материалом для приготовления крепких алкогольных напитков. А сам процесс приготовления предельно упрощён. Зачастую, брагу перегоняют в простых больших железных бочках. Простота процесса никак не влияет на качество. Лаосцы в водке толк понимают и всякую дрянь пить не станут. А за попытку продать им некачественный товар ещё и побить могут. Покупая спиртное в розлив, лаосцы обычно придирчиво его пробуют на вкус, и берут, если их всё полностью удовлетворяет. Только такой «предварительно продегустированный» напиток и отправляется на угощение многочисленным гостям.
Когда гости, как следует, напьются рисового самогона и наедятся до отвала наступает очередь танцев. Для развлечения друзей и соседей обычно приглашают профессиональную группу, которая не ударит в грязь лицом. Сможет и задушевно спеть и зажигательно сплясать.
По призыву жениха с невестой публика пускается впляс. Правда, впляс – это сильно сказано. Это больше напоминает хоровод, несколько заунывный и печальный. О чём грустят во время таких танцев – сказать сложно. То ли о нелёгкой социалистической действительности, то ли о недостижимом светлом будущем. Лаосская свадьба – хоть и повод для радости и веселья, но не такого буйного и безудержного, как в России...
Свадебная церемония в Лаосе заканчивается отправкой пары в их комнату. Пожилая женщина приведёт жениха в спальню, а невеста последует за ним. Традиционно пара должна оставаться в своей комнате до следующего утра.
Эта лаосская свадебная церемония практикуется этническими людьми в Лаосе и может варьироваться от места к месту. Различные этнические группы имеют свои собственные обычаи и традиции, которые часто очень разные.
Сегодня большинство людей делят свой брак на две части: одна – традиционная свадебная церемония в Лаосе, а другая – современная свадебная вечеринка в Лаосе. Некоторые устраивают традиционную лаосскую свадебную церемонию дома утром, а некоторые – днём. Только близкие друзья и родственники приглашаются присоединиться к «Бачи» части. Независимо от того, проходит ли «Бачи» утром или днём, в конце церемонии гостям подают еду и напитки. Вечеринка проводится в отеле или ресторане вечером, куда приглашаются другие гости. Эта практика больше распространена среди городских жителей.
После бракосочетания молодые начинают семейную жизнь, как часть домашнего хозяйства семьи жены, и живут так в течение двух - трёх лет. И лишь спустя несколько лет, часто уже после рождения детей, молодая семья получает возможность завести собственный дом (обычно, в этом случае, они стараются найти жильё поблизости от дома родителей мужа).
Родственные связи сохраняются у молодой семьи с обоими родительскими домами, и дети постоянно бывают в доме обоих родителей, тем более, если это касается каких-либо праздников или совместных мероприятий.
В прошлом, лаосцы использовали только имена, причём, давались они не родителями, а старейшинами или астрологами, которые подбирали (и подбирают, до сих пор) их с особым смыслом. Фамилии начали использовать лишь с 1943 года, когда они были введены принудительно, в законодательном порядке. Однако, местные жители, до сих пор, обращаются друг к другу только по именам и сохранили традицию менять свои имена согласно роду деятельности, профессии или социальному статусу.
Невеста может взять имя (!) и фамилию мужа или оставить собственные инициалы, но, дети получают фамилию отца. Развод – довольно редкое явление. Единобрачие всячески поощряется, но, полигамия совершенно законна. Мужчина в Лаосе может иметь до 4-ёх жён. Однако, за каждую придётся заплатить хороший калым – да и содержать 4 жены и множество своих детей – удовольствие не из дешёвых, поэтому, на практике такие браки в Лаосе – редкость. Хотя многие мужчины заводят неофицальную вторую жену, которая может даже жить в общем супружеском доме, с разрешения первой жены.
Тем не менее, если развода не миновать, то, чаще всего, инициатива происходит именно от женщины. Лаосские женщины совсем не типичные азиатские домохозяйки – и развод их не пугает. Главное в браке – избежать «расшатывания муанга». Как только лаосская женщина начинает чувствовать дискомфорт и беспокойство, это знак того, что «муанг» не в порядке. Значит, нужно срочно ликвидировать причину, то есть – мужа. К счастью, только административным способом.
Лаосская семья
Семья – важная и мощная единица лаосского общества. По традиции, различные этнические группы Лаоса придерживаются различных семейных структур. В рамках основной группы народа Лао наследование идёт по женской линии, когда младшая дочь обычно наследует землю, и семейная пара, традиционно, проживает в доме родителей супруги. Это интересная особенность лаосцев: традиционно здесь наследником считается не старший, девочка или мальчик, а самый младший ребёнок. Вообще, он и самый избалованный в семье. Часто именно младшей дочери приходится ухаживать за пожилыми родителями. Женившись, сыновья уходят из родительского дома и живут с родителями своей супруги. У Лао женщина играет большую роль в экономической деятельности внутри семьи. Несмотря на этот факт и поддержку в виде порядка наследования по женской линии, женщины в этнической группе Лао занимают подчинённое в политическом и социальном отношении положение, по сравнению с мужчинами. Как гласит лаосская пословица, «благодаря наличию зятя в вашем доме ваш амбар будет полон».
Внутри группы Лао Тенг семейные структуры, в большинстве своём, являются билинейными и, в некоторой степени, патрилинейными. Внутри этой группы власть в семье, практически, полностью принадлежит мужьям.
Группе хмонг присуща типичная патрилинейная структура. Дети мужского пола наследуют землю, а женщины переезжают жить к своим мужьям. Положение женщин является более подчинённым, чем в основной группе народа Лао и группе Лао Тенг, поскольку они не получают поддержки от своих родственников.
Для всех этнических групп характерно традиционное разделение труда в семье, и ответственность за выполнение обязанностей по уходу за семьёй тяжким грузом ложится на плечи женщин. Вся работа по дому, такая как: приготовление пищи, добыча воды и дров, уборка дома, уход за детьми, уход за больными, пошив и стирка одежды и все другие повседневные обязанности, которые имеют важное значение для благополучия семьи, в основном, выполняется женщинами. Кроме того, женщины, также, являются активными участниками сельскохозяйственного производства и играют важную роль, как источники получения денежного дохода. Другими словами, большинство женщин в лаосском обществе несут двойную нагрузку в виде работы по дому и работы в экономической сфере. Лаосские женщины тратят меньше времени, чем мужчины, на сон, занятия спортом, отдых и общение с другими лицами за пределами семьи.
В семье женщина является опорой. В Лаосе сейчас больше грамотных женщин, чем мужчин. Они представляют 60% населения. Женщины, как правило, пользуются правами и вполне могут работать вне дома на весьма хороших должностях, например, многие женщины присутствуют в администрации.
Детей в лаосской семье, как правило, много. Лаосские родители обычно стараются избегать прямого воспитания детей. В местных традициях обучение и воспитание детей ведётся через общение с другими членами семьи и общества. Также, редко родители вмешиваются в выбор супругов для своих детей – одна из местных легенд гласит, что настоящая любовь появляется только у пары, которая была влюблена ещё «в прошлой жизни». В Лаосе считается, что все браки заключаются на небесах, и всё, что происходит в жизни уготовано свыше и судьбы всех людей заранее предрешены.
Несмотря на то, что родители обычно отдают детей на воспитание другим своим родственникам, это не говорит о том, что ребёнок не получает достаточной заботы и любви. Наоборот, все кто берёт на себя воспитание детей, прививают им самые лучшие качества, уважение к семье, к родителям и к обществу. Детей в Лаосе очень любят и никогда их не наказывают. Считается, что ребёнок не может нести в мир любовь и доброту, если в детстве он подвергался наказаниям.
Отцы обычно начинают принимать участие в уходе за детьми после того, как ребёнок достигнет возраста трёх-четырёх месяцев. Отец тратит больше усилий на работу вне дома, в то время, как мать обычно остаётся дома. Иногда отец помогает ухаживать за ребенком. В целом, матери приходится уделять больше времени уходу за детьми, чем отцу. Роль отца повысится, когда ребёнок станет старше. Участие отцов в уходе за детьми, также, повышается, если рядом с их семьёй нет бабушек и дедушек. Отец, также, принимает решения по вопросам, касающимся болезни, посещения школы, разделения труда внутри семьи и другим важным вопросам. Важную роль в уходе за детьми, также, играют бабушки и дедушки. Как правило, бабушки очень помогают с маленькими детьми, и часто ухаживают одновременно за несколькими внуками.
В сельских районах страны в семи-восьмилетнем возрасте девочки начинают ухаживать за младшими детьми. Мальчикам эту функцию поручают редко – обычно только в том случае, если в семье нет дочери. Возвращаясь домой из школы, девочки обычно сидят с младшими детьми и выполняют разную работу по дому. Мальчики предпочитают играть и охотиться на птиц и других животных. Когда девочкам исполняется 12 лет, на них часто возлагают главную ответственность по уходу за младшими членами семьи.
В Лаосе существуют различия в том, как родители ухаживают, относятся или распределяют возможности между детьми, в зависимости от пола. Например, родители в группе хмонг предпочитают иметь сына, а не дочь, особенно в качестве первого ребенка, поскольку считается, что первенец мужского пола является продолжателем рода и наследником семьи. Традиция хмонг, касающаяся продолжения фамилии клана, наследования и продолжения рода, передаётся только через сына. Если родители не имеют детей или имеют одну только дочь, они постараются усыновить мальчика у своих родственников или других пар.
В рамках группы Лао Тенг, также, прослеживается тенденция, при которой родители с большим предпочтением относятся к сыновьям, нежели к дочерям. Сын, как правило, пользуется большей поддержкой и заботой со стороны своих родителей.
Среди Лао такое чёткое предпочтительное отношение к полу детей не прослеживается.
Традиционный лаосский дом в сельской местности построен из дерева и он почти всегда на сваях. На втором этаже, расширенном террасой, семья живёт в одной или нескольких комнатах, разделённых плетёными камышами. Ниже ткацкий станок, животные.
День в лаосской семье начинается очень рано, с рассветом, как в городе, так и в деревне. Очень быстро семья расходится: дети идут в школу, мама работает или остаётся дома, идёт на рынок и, наконец, мужчина работает на сезонной работе. Активность наиболее интенсивна в дождливый период. Городская жизнь, безусловно, несколько иная и менее спокойная. Здесь улицы города с самого утра наполняются шумом велосипедов, перегруженных мотоциклов, мотороллеров, автомобилей или велорикш.
Смерть для лаосца является вторым значимым событием (после рождения). За несколько дней до похоронной службы похоронный дом объявляется «счастливым домом» или «Хеуане Ди». Родные и друзья пьют, играют в карты днём и ночью, иногда поют и танцуют. Костюм, носимый во время траура, является белым, представляя чистоту. Тело покойника одевают в две одежды, одна из которых одета наизнанку – что является, символом смерти. Иногда золотую монету помещают в уста покойного, чтобы он мог жить среди духов.
Лаосские женщины
Лаосские женщины красивее тайских – и это факт. Они чудо, как хороши! Светлокожие, менее коренасты, чем тайки, с точёными фигурками, тонкими чертами лица. Национальную одежду (облегающая бёдра из плотного шёлка юбка-саронг и в тон ей блуза с короткими рукавами) лаосские женщины носят ежедневно. На главном рынке Вьентьяна ряды с этим нарядами никогда не пустуют без покупательниц.
Лаосские девушки настолько грациозны в своих пёстрых нарядах, что даже дух захватывает! И, в то же время, в них есть даже что-то от утончённых француженок, прямая осанка, изящность, гордый взгляд....
Все лаосские женщины ходят в традиционных саронгах и не переживают о том, что им нужно выделяться из толпы. При этом, они изящны, и это их отличает. Все девочки с малых лет учатся лаосскому национальному танцу. Его главная особенность – пальцы. Они выгибают их, практически, веером, и получается такой интересный танец рук.
В течение всего жизненного цикла, начиная с младшего и кончая зрелым возрастом, большинство женщин в Лаосе живут в мире ограничений. По мере того, как они становятся взрослыми, они редко имеют возможность играть активную роль в жизни общества. Они редко имеют опыт выступлений и выражения своего мнения на общественных форумах, что дало бы им шанс развить свои навыки общения.
В настоящее время в условиях, когда страна выходит на более высокий уровень развития и открываются более широкие возможности для трудовой деятельности, имеются ещё многие профессии, которые, по-прежнему, считаются «не подходящими для женщин», особенно в технических областях. Поэтому, даже получив образование, нет никаких гарантий, найти и получить хорошую работу в Лаосе для девушки.
Лаосские мужчины
Среднестатистический лаосский мужчина обычно небольшого роста, довольно худой комплекции не носит бороду и коротко стрижёт волосы. Их сложно назвать красивыми – черты имеют чисто азиатские нотки – довольно узкие глаза, характерный для азиатов нос.
Традиционные наряды лаосских мужчин (саронг – длинная юбка) вообще отбивают малейший намёк на их сексуальность. Тем не менее, даже среди лаосцев можно найти весьма симпатичные для европейцев экземпляры, хотя, как правило, это городские мужчины и одеты они в штаны, что весьма по-европейски.
В целом, лаосские мужчины, очень добры и спокойны, в них, напрочь, отсутствует какая-либо агрессия сильного пола. Наверное, главное положительное качество лаосского мужчины – чувство юмора. У всех лаосцев прекрасное чувство юмора, они великолепно шутят и часто смеются сами. Видимо, оно помогает им бороться со всеми невзгодами и проблемами в их стране.
Но, вообще-то, слово «бороться» это не про лаосца. Они, как правило, плывут по течению этой жизни, и никогда не поступят вразрез со своей совестью, даже, если это поможет вытащить всё их большое семейство из долгов, или хоть как-то облегчит его бренную жизнь.
Лаосские мужчины, отнюдь не труженики, но, всегда готовы «к халяве». Более менее симпатичные из них и хоть немного образованные часто смотрят в сторону француженок (Лаос – бывшая французская колония), часто приезжающих в Лаос в качестве туристок. Общаясь на одном языке, лаосские мачо во всех гранях, как раз, и могут проявить своё прекрасное чувство юмора, чем часто обольщают молодых француженок, и те начинают задаривать подарками новоиспечённого любовничка, который, к слову, может быть уже и женат и иметь несколько малышей, о чём он, непременно, НЕ сообщит своей «даме сердца».
Тем лаосцам, которым повезло с внешностью «чуть меньше» остаётся завидовать и мечтать, как какая-нибудь французская мадам будет дарить подарки и давать деньги – ему бедному, ведь такая жизнь у него суровая, а работать ему так не хочется…
Секс с лаосками
Для европейских мужчин – лаосские девушки являются большой экзотикой, запретным плодом, а запретный плод хочется всегда попробовать. Надо сказать, если европеец захочет заняться сексом с лаоской – у него большие шансы этого добиться. Особенно, если речь идёт о бедных сельских районах Лаоса (а это более 90% всей территории страны), где барышни нередко занимаются проституцией, чтобы хоть как-то прокормить свою многочисленную семью.
Первое, что нужно запомнить: проституция в Лаосе рассматривается, как преступная деятельность и может быть подвергнута суровому преследованию. В статье 122 Уголовного кодекса Лаоса говорится, что «для любого лица, которое зарабатывает на жизнь, оказывая другому лицу сексуальные услуги за деньги, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от трёх месяцев до одного года или перевоспитания без лишения свободы. Для любого лица, которое содействует или способствует занятию проституцией другого лица, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от трёх месяцев до одного года или исправительных работ без лишения свободы».
Согласно статье 123 Уголовного кодекса Лаоса, «для любого лица, которое получает доход от привлечения другого лица к занятию проституцией, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от шести месяцев до трёх лет. Лицо, вовлекающее в занятие проституцией любое лицо в возрасте младше 18 лет или принуждающее девушку в возрасте младше 18 лет к занятию проституцией против её воли, подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком от трёх до шести лет. В случае, если любое лицо занимается профессиональным посредничеством при оказании сексуальных услуг за деньги или вовлекает несовершеннолётнего в занятие проституцией или принуждает женщину, находящуюся на его/её попечении, к занятию проституцией, это лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком от трёх до пяти лет».
Теория, конечно, впечатляет, на практике, всё совсем по-другому. Только по официальной статистике в Лаосе более 20 000 проституток (и это только официальные данные – сколько их на самом деле – одному Будде известно). Большинство проституток в Лаосе – из бедных сельских лаосских семей и этнических меньшинств страны. Кроме того, в Лаосе есть много проституток из Китая и Вьетнама, в то время, как некоторые лаосские женщины едут в Таиланд, чтобы работать в качестве секс-работников. Они считают профессию «лёгким и хорошим источником дохода, по сравнению с другими работами». Кроме того, эта работа «подходит для людей с низким уровнем образования, потому что не требует формального обучения или навыков и быстро усваивается». Лаос давно определён, как страна-источник для женщин и девочек, для сексуальной эксплуатации в Таиланде.
Многие работницы секс-бизнеса в Лаосе подвергаются высокому риску инфекций, передающихся половым путём и заболеваний. Они часто имеют ограниченный доступ к лечению и услугам из-за культурных особенностей сексуальности и добрачного секса.
Бордели запрещены законом Лаоса. Работницы секс-бизнеса в Лаосе часто работают в качестве хостесс в местах развлечений, таких, как пивные бары, «магазины напитков», караоке-бары, ночные клубы, гостевые дома и рестораны. Они подают пиво и закуски и обеспечивают разговор, а также, продают секс. Сутенеры иногда используются, чтобы найти клиентов. Сексуальные услуги предоставляются в гостевых домах, отелях или в комнате клиента, которые обычно привязаны к местам развлечений. Особая экономическая зона « Золотой треугольник» в провинции Бокео названа «Меккой азартных игр, проституции и незаконной торговли».
Проституция – это огромный бизнес Лаоса. Лаос является источником и, в меньшей степени, страной транзита и назначения женщин и детей, подвергшихся сексуальной торговле. Жертвами лаосской торговли людьми, особенно из южного региона страны, часто являются мигранты, ищущие возможности за границей, которые затем подвергаются сексуальной эксплуатации в странах назначения, чаще всего, в Таиланде, а также, во Вьетнаме, Малайзии, Китае, Тайване и Японии. Торговцы людьми в сельских общинах часто заманивают знакомых и родственников ложными обещаниями законных возможностей трудоустройства в соседних странах, а затем, подвергают их сексуальной торговле.
В Лаосе действуют жёсткие законы в отношении торговли женщинами и детьми. В статье 92 Уголовного кодекса Лаоса указывается, что «любое лицо, которое похищает или продаёт другое лицо с целью получения выкупа или обмена, подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком от пяти до пятнадцати лет» .
В статье 69 Уголовного кодекса Лаоса говорится, что «любое лицо, которое соблазняет другое лицо выехать в другую страну или незаконно отправляет людей в другую страну, подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком от шести месяцев до трёх лет».
Те же факторы, которые толкают женщин и девушек на занятие проституцией, побуждают их становиться и объектами торговли. После сезона дождей, который в Лаосе является рабочим сезоном, молодые люди обычно отправляются в поисках работы в Таиланд на период от четырёх до шести месяцев, поскольку в самом Лаосе у сельского населения не имеется широких возможностей для сезонной занятости. Поэтому, молодые девушки десятками тысяч (!!!) ежегодно едут в Таиланд, для осознанной работы в секс индустрии. Ещё несколько тысяч (!!!) молодых лаосских девушек и девочек (!!!) «обслуживают клиентов у себя на Родине».
И, всё-таки, несмотря на всю строгость уголовного кодекса Лаоса, торговля людьми в стране поставлена на поток. Практически, каждой второй молодой девушке предлагали работу в Таиланде и пытались убедить отправиться в эту страну на работу. Причины, по которым молодые девушки решили не ехать туда, варьируются – кого-то вовремя отговорили родители, а кто-то просто очень боиться: «Они продадут нас для занятия проституцией, а затем нас схватит полиция, нас поместят в тюрьму и мы боимся, что нас кто-нибудь изнасилует». Но, многие девушки и соглашаются. Многих влечёт в Таиланд жажда приключений, а также, деньги, поскольку заработная плата в Таиланде выше, даже, если многие молодые люди осознают, что они могут стать жертвами обмана.
Ещё один факт, который повергает в шок: лаосские мамаши в деревнях часто предлагают своих дочерей для сексуальных утех, причём, возраст этих дочерей может быть крайне мал и колеблется от 10 - 12 до 17 - 18 лет. Эти девочки не являются проститутками, могут быть даже девственницами, просто корыстные мамочки так хотят заработать на своих чадах, что у среднестатистического европейца в голове просто не укладывается. Заезжает, например, турист в глубинку, кушает где-то в кафе, а лаосские мамаши начинают своих дочек показывать. И это не единичный случай, судя по тому, что такие предложения встречаются по всему Лаосу, спрос на маленьких лаосских девочек, всё-таки, существует.
Как видите, с сексом в Лаосе не всё так просто. Секс до брака у лаосских девушек не распространён, а раз Вы не собираетесь жениться – значит, для Вас может быть обеспечена только любовь за деньги. Выбор здесь тоже небольшой – проститутки в сельских местностях без подобающего медицинского контроля, и в большинстве своём, с букетом болезней. Либо можно взять на пару часов совсем неопытную маленькую лаосскую девочку – но если Вы не относитесь к педофилам, навряд ли, придёте в восторг от секса с ребёнком.