Интересные факты о Бангладеш
Если не принимать в расчёт небольшие возвышенности, находящиеся на юго-востоке страны, Бангладеш состоит из единой огромной дельты реки. Почти вся территория Бангладеш лежит ниже уровня моря, и, до сих пор, все попытки построить плотины, которые могли бы сдерживать мощные потоки воды, оказывались безуспешными. Следствием этого являются постоянные наводнения. Ураганы то и дело приводят к потопам в городах и сёлах, а поднимающийся уровень воды в реках заливает поля. Три огромных реки – Ганг, Брахмапутра и Мегхна, которые поставляют воду в дальние части Азии, впадают здесь, на территории Бангладеш, в Бенгальский залив. Аллювиальная почва, осаждаемая этими реками каждый год – это одна из самых плодородных почв в мире, поэтому, сельское хозяйство очень важно.
***
В такой бедной стране, как Бангладеш, люди, всё ещё верят в многодетную семью, как в верный гарант обеспечения старости. Тесно в стране уже сейчас. С показателем 1 155 человек на 1 км² «страна бенгальцев» является наиболее густонаселённым равнинным государством в мире.
***
Во время еды жители Бангладеш часто скрещивают ноги и поджимают их под себя, так как демонстрировать ступни во время трапезы считается неприличным.
***
Автобусы в Бангладеш – это мастодонты, ископаемые агрегаты, которые, стекаются сюда со всей Азии, причём, исключительно после крупных аварий. Найти, хотя бы, относительно целый трудно – большинство из них окрашены не менее десятка раз, так что краска отслаивается кусками. Часто можно наблюдать битву автобусов, когда около остановки один не пропускает другой и они начинают умышленно друг друга «бодать» и подталкивать, освобождая себе место.
***
В одежде бенгальцы предпочитают сочные яркие краски.
***
Сорока Робин (или Дойл или Доэль) – национальная птица Бангладеш. Национальный цветок Бангладеш – бело-цветочная водяная лилия, называемая Шапла. Джекфрут – национальный плод, а дерево манго – национальное дерево Бангладеш.
***
В Бангладеш встречают Новый год 14 апреля, а не 1 января.
***
Крикет – самая главная игра для любого бангладешца. За свою сборную они болеют всей страной, и если идёт матч, то смотреть его будут все – в кафе, в офисе, в магазинах. Каждое добытое очко будет сопровождаться криками одобрения.
***
Предыстория Бангладеш тесно связана с колониальным правлением англичан на субконтиненте. Когда в 1947 году Индия получила независимость, то, преимущественно, индуистская часть Западной Бенгалии была присоединена к новому огромному государству, в то время, как мусульманская часть Восточной Бенгалии стала принадлежать Пакистану. На образование нового государства Бангладеш – бывшего Восточного Пакистана, косвенно повлияла одна из многочисленных катастроф, регулярно обрушивающихся на эту часть планеты. Случившийся в 1969 году ураган вызвал наводнение, которое, в итоге, стоило жизни тысячам людей и животных. Возмущение по поводу отсутствия гуманитарной помощи из более могущественной западной части страны вылилось в кровавую гражданскую войну и ввод восточно-пакистанских войск. 26 марта 1971 года Бангладеш получил независимость, которая досталась ему горькой ценой: во время кровавых столкновений погибло 1,5 миллиона человек (!!!).
***
Когда приземляешься в Дакке, кажется, что внизу – одно большое озеро и вместо шасси самолет сейчас выпустит поплавки, как амфибия. В международном аэропорту Дакки лишь посадочная полоса не в воде, а всё, где нет бетона, ею покрыто. Из-за этого здесь в зимний период довольно много комаров. Конечно, в Бангладеш не везде вода, и большинство домов стоит на суше, но так как вся страна расположена на уровне мирового океана, то грунтовые воды находятся очень высоко, а дождей в сезон слишком много. Именно от этого любое углубление, практически, сразу превращается в лужу или пруд. Некоторые учёные полагают, что при повышении уровня моря на метр, половина Бангладеш будет затоплена. Схожая ситуация наблюдается и со страной Тувалу.
***
В бенгали – бенгальском языке – нет буквы «з» и, соответственно, такого звука, поэтому, многие слова на английском, в произношении жителей Бангладеш, звучат весьма непривычно для европейцев. Например, «ноль» по-английски (zero) они будут произносить, как «джиро», а популярное арабское имя Зайд (Zaid) превращается тут автоматически в Джайд.
***
Из-за крайне низкого уровня жизни в Бангладеш женщинам приходится работать наравне с мужчинами (дорожные работы, земляные работы, жилое строительство). Зачастую, в начале и в конце рабочего дня на улицах видны целые группы женщин, которые идут куда-то со своими инструментами: мотыгой и небольшим тазом.
***
21 февраля в Бангладеш – День мучеников. В этот день в 1958 году солдатами была убита группа студентов, протестовавших против отмены бенгальского языка.
***
Наводнение в Бангладеш в 1969 году вызвало сочувствие многих стран мира, принявших решение оказать Бангладеш гуманитарную помощь. В Америке, в качестве идейного вдохновителя оказания помощи Бангладеш, выступил американский музыкант Боб Дилан.
***
Длина знаменитого пляжа, близ города Кокс-Базар, составляет 120 км – это самый длинный пляж в мире. В отличие от остальных побережий Бангладеш, на Кокс Базаре нет акул, а вода настолько чиста, что можно рассмотреть каждый камушек на дне. Это живописное место интересно и местным колоритом: тут расположены буддийские монастыри «кхьянг», многочисленные пагоды и самая крупная в Бангладеш бронзовая статуя Будды.
***
Нищета и перенаселённость Дакки производят угнетающее впечатление; ¾ населения живёт за чертой бедности. Городское движение представляет собой хаос из велорикш, конных повозок, грузовиков, легковых автомобилей и пешеходов и, кажется, уже не поддаётся контролю. Поэтому, одной из характерных особенностей передвижения здесь является размещение на крыше – будь то поезд или автобус. Особенно во время крупных праздников, когда все рабочие уезжают домой в деревни из Дакки на поездах. В это время транспорт, буквально, не видно за людьми. Однако и в конце рабочего дня все крыши автобусов и поездов наполнены «зайцами». Причина этому – крайне низкий уровень жизни и нежелание, а зачастую, и невозможность платить за проезд. В праздники же к «зайцам» присоединяются и те, кто просто не помещается внутрь транспорта.
***
Бангладеш – это страна рикш. Именно из-за них средняя скорость передвижения в городах не превышает 30 км/ч, а на небольших улочках так вообще падает до 10 км/ч. Рикшами пользуются все без исключения. Вообще, увидеть пешего бангладешца – большая редкость. Даже, если надо сходить 500 метров до магазина за продуктами, бангладешец поедет на рикше. Кроме того, на дорогах Бангладеш царит хаос. Правил на дорогах тут не существует. Совсем. Никаких. Главный инструмент регулирования дорожного движения – звуковой сигнал. Сигналят все, везде и всегда.
***
Радикальные исламские организации имеются и в Бангладеш. В 1994 году писательница Таслима Насреен, под угрозой смерти, прозвучавшей со стороны фундаменталистов, вынуждена была эмигрировать.
***
Говорят, что в России ужасные дороги. Поддерживающие эту точку зрения просто ещё не были в Бангладеш. Дороги его столицы – Дакки, разбиты и покрыты сплошной грязью. К этому следует добавить невероятный смрад от огромного количества разваленных колымаг, еле начинающих ползти в тот момент, когда громадная пробка хоть немного рассасывается.
***
Низовье Брахмапутры – один из самых влажных регионов планеты.
***
В Бангладеш есть кладбище кораблей, в городе Читтагонг. Ежегодно здесь находят последнее пристанище около 200 судов, включая огромные океанские лайнеры и танкеры. Огромное кладбище кораблей считается одним из самых загрязнённых мест на земле. Площадка, где ведутся работы, занимает около 20 километров побережья Индийского океана. Почти вся работа здесь ведётся вручную. Процесс начинается с того, что специально нанятый капитан доставляет судно в Читтагонг и сажает его на мель. Далее, с корабля снимается и сливается всё, что только можно: начиная от топлива и масла, заканчивая оборудованием и мебелью. Потом с бортов снимается металлическая обшивка, вынимаются заклёпки и вытаскиваются кабели – в этом процессе задействованы тысячи людей. В работе используются только паяльные лампы, кувалды и клинья – с их помощью отрезают большие куски обшивки. После этого их тащат на берег и разрезают на более мелкие части, которые, позже, вручную переносятся на грузовики. Огромное количество сил тратится на очистку кораблей от грязи после каждого прилива. Работы ведутся с самого утра и до позднего вечера, шесть дней в неделю. За один 12 - 14 часовой рабочий день заработок составляет 1,5 - 4 доллара США, не гнушаются здесь и детского труда. История создания этого утилизационного центра уходят корнями в 1960 год. После шторма на берег было выброшено греческое судно Alpine. Все попытки снять его с мели заканчивались неудачей, и спустя 5 лет оно было списано. Корабль был выкуплен читтагонгской компанией и с помощью дешёвой местной рабочей силы «разделан» на металлолом. Смекнув, что к чему, компания наладила постоянную работу, и в 1990-х годах здесь уже располагался крупный центр по утилизации кораблей.
***
В Дакке нет центральной канализации и очистных сооружений – вся канализационная система представляет собой бетонные желоба, проложенные под тротуарами. Отходы человеческой жизнедеятельности прямым ходом стекают в озёра или реки, а дальше – в Бенгальский залив. Мало того, пешеходам приходится быть очень аккуратными во время передвижения по тротуарам – часто в них делают отверстия для прочистки, в которые по незнанию можно легко провалиться. Бангладешцы массово справляют нужды в любом углу, который может подвернуться им по дороге. Примечательно, что местные представители сильного пола ходят «по-маленькому» исключительно сидя. Вонь везде стоит соответствующая и после некоторого периода проживания в Дакке Индия может показаться оживлённым магазином элитной парфюмерии. Ужаснейшая антисанитария Бангладеш щедро делится своими дарами: дизентерией, малярией, вшами, клопами, язвами на теле, воспалением глаз, лихорадкой Денге – и данный список можно продолжать до бесконечности.
***
Жители больших мегаполисов часто жалуются, что они забыли каково это – дышать свежим воздухом. А вот в Дакке воздуха, как такового, нет вообще, лишь удушающий смог и жуткий смрад. У новичков уже в первый день пребывания в городе начинаются сильные головные боли, а из носа высмаркиваются целые хлопья сажи. А ещё здесь дико жарко и влажно. К слову, Дакка считается вторым самым грязным городом на Земле.
***
Неподалёку от столицы государства – Дакки, местный миллионер Асанулла Мони построил точную копию Тадж-Махал в натуральную величину, украсив этим строением свои владения. Строительство копии вызвало недовольство у индийского народа, для которого мавзолей является реликвией, достойной большего уважения. Отвечая своим оппонентам, Асанулла Мони заявил, что хотел, чтобы его соплеменники смогли увидеть это чудо света, но его народ слишком беден, чтобы ездить в Агру. Говорят, что есть другая причина – на строительство реплики Тадж-Махала Мони, как и шаха Джехана, построившего оригинал, вдохновила женщина.
***
Династия Великих Моголов правила Восточной Бенгалией, на территории которой расположен нынешний Бангладеш, с 1576 года. В 1608 году Джахангир Нагар провозгласил Дакку столицей своего королевства, она оставалась главным городом Могольской империи до 1704 года.
***
Среди провинциального населения Бангладеш очень популярны языческие ритуалы. Здесь популярны заклинания, талисманы, предзнаменования, колдуны и целители.
***
В Бангладеш с отелями всё непросто – минимальный комфорт для приезжего туриста будет оцениваться в Дакке в 50 - 60 долларов США в сутки. За эти деньги турист получит минимально обставленный убогий номер. Кровать, столик, стул, шкаф, обои, занавески – и всё порядочно обшарпанное, но, относительно, чистое. Здесь, также, имеются дешёвые ночлежки, но блохи, клопы, комары, воры, а потом, возможно, и кожные заболевания надолго испортят отдых в Бангладеш. К тому же, надо быть отчаянным смельчаком, чтобы рискнуть остановиться в подобном месте, ведь даже его внешний вид способен стать причиной ночных кошмаров. Приятной встречи с гигантскими тараканами туристу не избежать в любом случае, а укусы комаров очень болезненны и оставляют заметные следы на коже.
***
Основанный в 60-х годах ХХ века Институт тропической медицины города Дакки, за прошедшие десятилетия, превратился в одно из лучших, в своей области, медицинских учреждений мира.
***
В одном из крупнейших городов Бангладеша, Барисале, можно стать свидетелем уникального природного явления – по неизвестной причине там раздаётся шум, напоминающий артиллерийскую канонаду. Феномен получил название «пушки Барисала».
***
На флаге Бангладеш, символизирующий Солнце, круг смещён чуть влево от центра. Особенность вызвана тем, что при разработке флага Бангладеш учитывался ветер, который будет развевать знамя.
***
Лов рыбы в бесчисленных рукавах дельты – единственный источник пропитания для многих жителей Дакки.
***
С едой в Бангладеш всё очень непросто. Даже самому неприхотливому туристу здесь будет очень сложно. Сможет ли турист отведать блюдо, приготовленное из компонентов сомнительного качества, свежесть которых подлежит большому сомнению? Не испортит ли ему аппетит вид грязного повара, дорожный смрад, огромное количество попрошаек с врождёнными уродствами и прочие сопутствующие детали уличной жизни? Да, здесь тоже есть и дорогие рестораны, но, учитывая отсутствие культуры правильного приготовления блюд и адекватного понятия о качестве продуктов, можно отравиться и в самом престижном заведении.
***
Название Дакке дал Джахангир Нагар: «дакк» означает на языке моголов «барабан».
***
Брахмапутра берёт начало в Гималаях, и до впадения в Бенгальский залив, преодолевает около 3 000 километров. Покинув Гималаи, она нигде не сужается меньше, чем на 1,5 километра, а в некоторых местах её ширина, даже в период засухи, достигает 8 километров. Но, когда весной начинают таять гималайские ледники и талые воды поступают в реку Цангпо, которая дальше по течению называется Брахмапутрой, а затем, могучий поток пополняется ещё и обильными дождями, он покидает своё русло и разливается на огромных площадях, охватывая до 80-ти километров (!!!) в ширину.
***
В апреле 1986 года в Бангладеше прошёл невероятно крупный град: вес градин достигал килограмма, а диаметр кусочков льда – 20 сантиметров. Жертвами буйства стихии стали 92 человека.
***
Для тех, кто приехал в Бангладеш, верными спутниками обязаны стать гигиенические средства на спиртовой основе. Необходимо, как можно чаще, протирать ими лицо и руки, а зубы следует чистить только с минеральной водой, поскольку неприятно пахнущая водопроводная вода годится только для умывания и принятия душа, да и то с большой натяжкой. По информации местных СМИ вода из-под крана состоит на 95% из вредных веществ (вплоть до мышьяка). Интимные места рекомендуется мыть той же самой минералкой, во избежание возможных урологических и гинекологических проблем. По улицам, ни в коем случае, не стоит ходить босиком, да и, вообще, лучше избегать рукопожатий с местными жителями, так как многие из них страдают кожными нарывами различной степени тяжести. Даже в общественном транспорте следует быть начеку и, ни в коем случае, не прикасаться головой к спинке сиденья или ещё чему – вездесущие вши, оставленные прежними владельцами, ищут новое пристанище.
***
На санскрите – древнем индоевропейском языке, слово «Брахмапутра», означает «сын Брахмы». Брахма – глава пантеона богов в религии брахманизма, предшествовавшей индуизму. Жители Тибета и сегодня считают Брахмапутру сященной рекой. Однако, в основном, река служит, практическим, а не религиозным целям.
***
В Бангладеш Брахмапутра орошает обширные джутовые поля. Бедный Бангладеш – главный в мире поставщик этого натурального волокна.
***
За один день Брахмапутра переносит, приблизительно, миллион тонн (!!!) мелких камней и донных осадков.
***
Бангладеш – это небезопасная страна. Туристам необходимо сохранять бдительность на городских улицах: местный криминал в разы активней, хуже и грубей, чем в той же Индии. Главную опасность для зазевавшихся прохожих представляют карманники, для которых изобилие толп народа на тесных улицах является настоящим раздольем. В более цивильных местах можно рассчитывать на надёжность гостиничных сейфов, но в Дакке стоит опасаться и рядовых сотрудников отеля, которые вполне могут поживиться ценностями туриста – это здесь совсем не редкость. В глазах местных жителей иностранец выглядит, как туго набитый кошелёк на ножках, поэтому, и отношение к нему будет соответствующее. Как правило, туристов в прогулках постоянно сопровождают целые толпы нищих и грязных зевак, непременно ковыряющихся в носу. А с наступлением темноты Дакка наполняется бездомными и стаями голодных собак. Причём, ещё неизвестно, что будет хуже – встретить на пути людей или животных. Собаки очень агрессивны, пересекаться с ними не рекомендуется.
***
Брахмапутра занимает пятое место в мире, среди крупнейших рек мира, по показателю водоносности (среднему расходу воды), достигающему 1500 м³ в секунду (!).