Айя-София 


(тур. Ayasofya; англ. Hagia Sophia)


             Часы работы: с 1 апреля по 31 октября с 9:00 до 18:00 часов. С 1 ноября по 31 марта с 9.00 до 17.00.

             Мечеть закрывают незадолго до начала каждого намаза и готовят к службе. Через полчаса - час после молитвы открывают для туристов. Время начала намазов зависит от положения солнца и меняется каждый день. Предугадать сложно.

             Как добраться: адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey. Айя-София находится на площади Султанахмет, что в европейской части Стамбула. Дешевле всего доехать на Стамбульском метро. В Стамбуле в систему метро входят не только классические подземные ветки метрополитена, но и ветки скоростного трамвая, фуникулёры и даже 2 канатные дороги. Нужно доехать до станции «Sultanahmet» на трамвайной ветке T1. После выхода с трамвайной станции, посмотреть вдоль трамвайных путей. Сразу увидите Айю-Софию, у неё стены песочного цвета, большой купол и 4 высоких минарета, её ни с чем не перепутать. Нужно идти вдоль трамвайных путей, чтобы попасть прямо ко входу.

 

             В 330 году римский император Константин I Великий основал у пролива Босфор Константинополь и провозгласил его столицей Византийской империи. Последующие византийские императоры стремились сделать Константинополь главнейшим городом мира. Они развивали торговлю с другими странами и свозили в него художественные ценности, способствовали распространению христианской религии. Император Юстиниан I, один из наиболее значимых правителей поздней античности, велел возвести в Константинополе собор Святой Софии, который, по его представлениям, должен был превзойти храм библейского Соломона.

             Когда-то, в «золотую эпоху» Византии, это величественное здание было патриаршим православным собором. Его ждала трудная судьба: храм неоднократно горел, разрушался землетрясениями. Затем, православные отсюда были изгнаны, была устроена мечеть.

             Действительно, история храма Айя-София во многом повторяет историю мировой цивилизации с её войнами и перемириями, когда желание сохранить историческую правду вступает в конфликт с религиозными страстями.

            Айя-София, или собор Святой Софии  такой же символ Стамбула, как Эйфелева башня в Париже, с той лишь разницей, что вокруг последнего велись лишь словесные баталии о необходимости постройки такого сооружения, а Айя-София оказалась в центре крупнейших религиозных войн в истории человечества. Возможно, предвидя такой поворот событий, люди назвали храм в честь Святой Софии, чьё имя в переводе с греческого означает «мудрость».

             История Айя-Софии началась в первой половине IV века со строительства христианской церкви на месте древнеримского храма, что стоял на константинопольской площади Агустеон. Это была церковь большая, но, незамысловатой постройки, с деревянной крышей. Она получила название Магна-Экклезиа, или в переводе с латыни «великая церковь»: слово «великая», по всей вероятности, обозначало не столько размеры церкви, сколько местонахождение в крупном римском городе. Строительство велось с личного благословения римского императора Константина I (272 - 337 года) , прославившегося тем, что он провозгласил христианство государственной религией Древнего Рима, отвергнув языческих богов.

            Это были времена, когда христианство ещё только утверждалось, и церкви нередко становились жертвами пожаров, устроенных мятежными толпами, выдвигавшими новых и новых вождей христианского мира. В этом смысле храмам на месте нынешней Айя-Софии фатально не везло: в 404 году сгорел первый храм, в 415 году восстановленный, в 532 году огонь уничтожил новый храм базилику Феодосия, построенную по повелению императора Феодосия II (346 - 395 года) – последнего императора единого Рима. Точнее её подожгли во время восстания Ника против жестоких действий императора Юстиниана, всячески притиснявшего язычество. Это ужасное восстание, практически, разрушило весь Константинополь и унесло жизни более 35 000 человек. Император был напуган. Он чуть не стал жертвой разъярённой толпы. Он понимал, что надо срочно задобрить население, в том числе, язычников. Юстиниан I с величайшим трудом удержался на троне и решил, что лучший способ укрепить свою власть по примеру императоров-язычников воздвигнуть грандиозный храм, величие и красота которого покорили бы сердца всех верующих. На новый собор возлагались не только духовные, но и политические функции.

             Строительство началось в 533 году. Юстиниан обложил налогом всю страну, выкупил участки земли под строительство, переманил из других городов самых учёных людей того времени Исидора Милетского и Анфимия Тралльского и согнал на стройку лучших каменщиков империи. Под их руководством ежедневно трудилось свыше 10 000 человек. Материалы везли отовсюду: известняк из Сирии, мрамор из Египта, а древнегреческие колонны доставили из храма Артемиды в Эфесе. Резчики и ювелиры создавала орнаменты храма. Юстиниан не жалел средств для его украшения, и расходы империи за несколько лет перекрыли доходы.

               Много новых методов использовалось при возведении стен. Так, для их прочности в строительный раствор добавляли экстракт листьев ясеня, творог и масло, при оштукатуривании использовали желтки яиц, для извести брали специальную ячменную воду. Каменщики возводили стены, художники расписывали их, мастера мозаики укладывали цветные изразцы, плотники поднимали леса всё выше и выше.

               Юстиниан понимал, что по величине храма Айя-Софии и его внутреннему убранству будут судить о величие его власти. Он приходил смотреть, как продвигаются строительные работы, вносил поправки в архитектрный проект. Посмотреть воздвигавшийся собор приезжали и жители из разных частей Византии, в том числе, иностранные послы. Его величие настолько поражало, что в народе (не без участия нанятых Юстинианом людей) распространились слухи о помощи небесных сил. Все славили императора.

               Через 6 лет основные работы по возведению храма были завершены. Были образованы 3 нефа: средний широкий и боковые более узкие. Юстиниан предложил все внутренние стены покрыть золотом, но его отговорили. Такое богатство могло бы ввести многих людей в искушение, привести к грабежам. Храм и так достаточно велик и красив. Купол, как бы, парил в воздухе. 40 окон у его основания, пропускавшие солнечный свет, создавали впечатление, что над головой зависла гигантская корона. Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в книге «О постройках» отмечал, что купол в храме, похоже, покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи. Мозаика и росписи на стенах являли внешний образ Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, архангелов.

                В назначеннйый праздничный день открытия и освящения храма император Юстиниан подъехал к нему на колеснице, запряжённой четвёркой лощадей. После внешнего осмотра он направился внутрь и, оказавшись в центре зала, воскликнул: «Хвала Богу! Он дал возможность закончить великую постройку. Мне помогли небесные силы, хвала им! О, Соломон! Я превзошёл тебя!».

                Однако, достраивать его пришлось потомкам Юстиниана ещё на протяжении полувека: например, мозаики окончательно были выложены только в годы правления императора Юстиниана II (565 - 578 годы). Внутри храм поражал византийской роскошью: золото, драгоценные камни, слоновая кость. 

                А потом снова начались несчастья: храм очень сильно пострадал от землетрясений 553 и 557 годов, землетрясение 558 года разрушило купол, пришлось делать для него более прочные опоры. Его прежний парящий вид был утрачен.

                В 1054 году в Айя-Софии на святом алтаре легат Папы Римского кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительню грамоту. В результате христианская церковь разделилась на католическую и православную (ортодоксальную). До разграбления храма воинами-крестоносцами в XII веке и позднее, которые враждебно относились к восточной православной религии, в нём хранилась важнейшая реликвия христиан – Туринская плащаница.

                Основатель ислама пророк Мухаммед предсказал, что первый мусульманин, кто вознесёт молитву в Айя-Софии, попадёт прямиком в рай. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель (1432 - 1481 года) после 54-дневной осады захватил Константинополь и обратил храм Айя-София в мечеть. Он велел переоборудовать православное святилище в мусульманскую мечеть.

               Чтобы православный храм стал походить на мечеть, к нему пристроили 4 минарета. Так как изначально храм Айя-София был ориентирован по христианской традиции алтарём на восток, то мусульмане нашли место для михраба (направления на Мекку) в юго-восточном углу собора. Именно этим и объяснялась странная картина, поджидавшая мусульман внутри Айя-Софии, когда молящимся приходилось занимать места под углом относительно основного здания. Религиозные христианские росписи были замазаны штукатуркой.

               Мусульмане провели ещё немало существенных переделок в храме и вокруг него: во второй половине XVI века к храму пристроили массивные контрфорсы, отчего храм утратил первоначальный внешний вид, зато стал крепче. В XVII веке построили мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, в XVIII веке здесь появились медресе, столовая для бедняков, библиотека и фонтан для ритуальных омовений. Многочисленные более поздние османские пристройки сильно изменили внешний облик византийского православного храма, однако, сама базилика сохранилась в первозданном виде и объёме, став образцом для многих мечетей. Однако, самое главное изменение последних веков произошло в 1935 году, когда основатель турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк, следуя своей политике реформации уклада жизни турок и запрета на деятельность религиозных обителей и орденов, приказал мечеть в Айя-Софии закрыть, а здание превратить в музей. А ещё за 4 года до этого, в 1931 году, началась расчистка стен Айя-Софии: с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки, нанесённые мусульманами, которым запрещалось размещать изображения живых существ, тем более, в мечетях. С той же целью с пола убрали ковры, и глазам людей предстал восхитительный декор. Сами того не подозревая, мусульмане сохранили для истории старинные мозаики: под слоем штукатурки они оказались, словно бы, законсервированы.

              Храм Айя-София, в общем, сохранил оригинальную планировку и представляет собой прямоугольник с тремя нефами, где средний широкий, а боковые – заметно уже. Базилика храма увенчана куполом: кажется, что он парит в воздухе, и неудивительно, что древние христиане были уверены, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил. Впрочем, мистики здесь нет: небывалая прочность купольной постройки достигалась путём добавления в раствор настойки листьев и зёрен ясеня, обладающей заметным вяжущим свойством. Кроме того, подкупольное пространство с северной и южной сторон поддерживается арками с порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта.

                Также известно, что под храмом ещё в глубокой древности были проложены каналы и тоннели, назначение которых пока неизвестно. Размеры одного из таких подземных каналов таковы, что по нему могла бы проплыть многовесельная галера. Местные жители уверены, что в тоннелях спрятаны священные книги и сокровища религиозных орденов. Однако, древние строители Айя-Софии при всех их талантах и способностях не догадывались, что воздвигают храм, как раз, над линией тектонического разлома и достаточно сильное землетрясение может однажды полностью разрушить это чудесное здание.

               В 1985 году Айя-София, в числе других памятников исторического центра Стамбула была включена в список Всемирного наследия Юнеско.

Стамбул

© 2024 Best Trip - информационный сайт по туризму. Все права защищены.

Главное меню