100 самых интересных мостов мира

1. Алькантара (Испания)
Алькантара — римский арочный мост, построенный между 103 и 104 годами нашей эры через реку Тежу, недалеко от современного города Касерес Алькантара в Эстремадуре, Испания, недалеко от границы с Португалией. Мост имеет высоту 58,2 метра, длину 194 метра и состоит из шести арок разной высоты, поддерживаемых пятью столбами, которые начинаются на разных уровнях. Его высокие столбы с контрфорсами, которые усиливают его вертикальность, и его арки способствуют желаемой монументальности и считались архетипом для других работ, таких, как близлежащий, но более скромный мост Сегура. Мост был отремонтирован в конце XV века, около 1480 года, с добавлением центральной арки, а также, мемориальных досок, расположенных на ней, Хуаном де Суньигой и Пиментелем, с намерением превознести римскую природу Испании и связать её с правлением католических монархов и их отношениями с императором Траяном испанского происхождения. После различных перипетий некоторые из его арок были разрушены в 1860 году, и он был полностью отреставрирован во время правления Изабеллы II, что придало ему его нынешний вид.

2. Ани́чков мост (Россия)
Ани́чков мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Мост знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», созданными скульптором П. К. Клодтом и ставшими одним из символов города. Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта. В 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства. Первый деревянный мост построен в 1716 году. В течение XVIII века мост неоднократно перестраивался в дереве. В 1784-1785 годах сооружён трёхпролётный каменный мост с башнями по типовому проекту мостов через Фонтанку.

3. Аррабида (Португалия)
Аррабида — арочный мост через реку Дору, который соединяет Порту с Вила-Нова-де-Гайя (через перекрёсток Кандал). С 1930-х годов возникла необходимость в создании альтернативных путей сообщения со старыми мостами (мостами Дона Мария Пиа и Дона Луиш), чтобы справиться с растущим потоком дорожного транспорта. На момент строительства в 1963 году мост имел самую большую железобетонную арку среди всех мостов в мире. Общая длина платформы составляет 614,6 метра, ширина – 26,5 метров. Длина пролёта – 270 метров, длина арки – 52 метра. Арка состоит из двух параллельных полых рёбер шириной 8 метров, соединённых продольными и поперечными связями. Инженером, ответственным за проект, был Эдгар Антонио де Мескита Кардозу, который сотрудничал с архитектором Инасио Пересом Фернандесом и инженерами Хосе Франсиско де Азеведу и Силва, ответственными за освещение, и Хосе ду Канто Монисом, ответственным за дорожное покрытие. Строительство было поручено инженеру Хосе Перейре Загалло.

4. Атырау (Казахстан)
1-го июля 2018 года в Астане прошло открытие нового пешеходного моста. По замыслу инженеров и архитекторов этот мост обеспечит связь пешеходных потоков и велосипедной сети парковой зоны и набережной линии правого берега реки Есиль. Оболочка моста снаружи напоминает чешую рыбы – символ Атырауской области, декоративная конструкция моста состоит из 2450 алюминиевых лепестков, каждый из которых имеет неповторимую форму. Когда Вы будете внутри проходить, у Вас возникнет ощущение, как – будто, Вы находитесь внутри большой рыбы. Внешняя оболочка моста состоит из алюминиевых кассетных панелей треугольной формы, создающих защиту от атмосферных осадков и безопасность. Мост спроектирован в стиле биотек – это когда используются органические природные формы в архитектуре. В оболочке моста – узор «цветок жизни», который отвечает закону Фибоначчи, известный, также, как золотое сечение. Со стороны берега с парком и амфитеатром на мосту установлен памятник каспийскому осетру, символизирующий Атырау. Общая длина пешеходного моста – 313,5 метра, ширина – 10,5 метра. Сооружение включает шестиметровую пешеходную полосу, трёхметровую велодорожку, полосу безопасности шириной 0,5 метра и две полосы по 0,5 метра для устройства перильного ограждения. Вес металлоконструкции – 1 920 тонн.

5. Банпо (Южная Корея)
Банпо - это двухэтажный мост в Сеуле, через реку Хан. Это главная достопримечательность и популярное туристическое место, особенно в ночное время, благодаря фонтану «Лунная радуга». Этот фонтан использует синхронизированное шоу с использованием струй воды, света и музыки и является рекордсменом Гиннесса, как самый длинный в мире мостовой фонтан. Фонтан работает сезонно с апреля по октябрь, и в день проходит несколько представлений.

6. Бастай (Германия)
Бастай — скальное образование, возвышающееся на 194 метра над рекой Эльба в Эльбских Песчаниковых горах в Германии. Бастай привлекает туристов уже более 200 лет. В 1824 году был построен деревянный мост, соединяющий несколько скал для посетителей. В 1851 году этот мост был заменён нынешним мостом Бастай из песчаника. Скальные образования и открывающиеся оттуда виды вдохновляли многих художников, среди которых Каспар Давид Фридрих..

7. Бах Лонг (Вьетнам)
Самый длинный и высокий стеклянный пешеходный мост во Вьетнаме, мост Бах Лонг, открылся в 2022 году, примерно, в 130 километрах к западу от Ханоя, в горном парке острова Мокчау. Длина основного пролёта подвесного моста составляет 290 метров. Стеклянная пешеходная тропа, длиной 342 метра, расположена вдоль западной стороны каньона, что составляет 632 метра стеклянных панелей, открытых для туристов. Включён в Книгу рекордов Гиннесса, как самый длинный в мире пешеходный мост со стеклянным полом длиной 660 метров, включая мост, проходящий через две горы, длиной 290 метров и пешеходный мост на скале, соединяющий первую секцию, длиной 370 метров и высотой 150 метров. Прогулка по стеклянному мосту — переживание совершенно противоположных эмоций: нетерпения и тревоги, страха и гордости, счастья, но, также, и растерянности, ошеломлённости величием неба и земли. Прозрачность стекла — это отражение вашего собственного страха, преодоления трудностей, вдохновения на новые свершения, на новые эксперименты. Это не просто опыт, это испытание, которое сделает Вас сильнее.

8. Бесалу (Испания)
На протяжении всего Средневековья всадники, пересекавшие мост, должны были платить пошлину в размере одного динера, в то время, как с пешеходов и навьюченных животных взималась плата в один обол. Длина моста составляет 105 метров, а высота башни — 30 метров. Он был взорван во время Гражданской войны в Испании (1936 – 1939 года) и восстановлен в 1950 - 1960-х годах. Сегодня мост является символом Бесалу и лучшим способом добраться до старого квартала.

9. Бискайский мост-транспортёр (Испания)
Бискайский мост-транспортёр, называемый летающим паромом, соединяет через реку Нервьон города Португалете и Лас-Аренас. Мост-транспортёр был построен в 1893 году, проект разработал баскский архитектор Альберто де Паласио. Опоры моста выполнены в виде двух двойных стоящих на разных берегах металлических башен высотой в 61 метр, между которыми натянутые тросы образуют параболу. В настоящее время в башнях Бискайского моста установлены два новых лифта, которые поднимают посетителей на высоту 50 метров, откуда можно полюбоваться видом порта и гавани Абра.

10. Большео́хтинский мост (Россия)
Большео́хтинский мост (с 1909 по 1930-е — мост Императора Петра Великого) — автодорожный металлический разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Первый из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролётного строения) и разводным пролётом в середине реки. Объект культурного наследия России регионального значения.

11. Большой мост Даньян-Куньшань (Китай)
Большой мост Даньян-Куньшань — виадук длиной 164,8 километра на высокоскоростной железной дороге Пекин-Шанхай. Это самый длинный мост в мире с момента его внесения в Книгу рекордов Гиннесса в 2011 году.

12. Босфорский мост (Турция)
Босфорский мост, официально известный, как Мост Мучеников 15 июля, является старейшим и самым южным из трёх подвесных мостов, пересекающих пролив Босфор в Стамбуле, таким образом, соединяя Европу и Азию. Это подвесной мост с гравитационными опорами, стальными башнями и наклонными подвесками. Аэродинамическая платформа подвешена на стальных тросах. Длина моста составляет 1 560 метров, ширина – 33,40 метра. Расстояние между башнями (главный пролёт) составляет 1074 метров , а общая высота башен – 165 метров. После завершения строительства в 1973 году Босфорский мост имел четвёртый по длине пролёт подвесного моста в мире и самый длинный за пределами Соединённых Штатов. Босфорский мост оставался самым длинным подвесным мостом в Европе до завершения строительства моста Хамбер в 1981 году и самым длинным подвесным мостом в Азии до завершения строительства моста Фатиха Султана Мехмеда (второго Босфорского моста) в 1988 году (который был превзойден мостом Минами Бисан-Сето в 1989 году). В настоящее время Босфорский мост имеет 45-й по длине пролёт подвесного моста в мире.

13. Бру́клинский мост (США)
Бру́клинский мост — один из старейших висячих мостов в США, его длина составляет 1824 метра, он пересекает пролив Ист-Ривер и соединяет Бруклин и Манхэттен в городе Нью-Йорке. На момент окончания строительства он являлся самым длинным висячим мостом в мире и первым мостом, в конструкции которого использовались стальные проволочные канаты. По мосту осуществляется, как автомобильное, так и пешеходное движение — вдоль он разделён на три части. Боковые части используются автомобилями и велосипедистами, а средняя, на значительном возвышении, пешеходами. В 1964 году мост был внесён в список Национальных исторических памятников США, а в 2017 году был включён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря рекламе и многочисленным произведениям искусства считается одним из символов города.

14. Валантре (Франция)
Валантре — шестипролётный укреплённый каменный арочный мост XIV века через реку Ло к западу от Каора во Франции. Он был построен между 1308 и 1378 годами с шестью готическими арками и тремя квадратными мостовыми башнями. Первоначально он был укреплён с обоих концов; западная башня не сохранилась. Мост был построен в связи с ростом напряжённости в регионе между Францией и Англией, которая, в конечном итоге, вылилась в Столетнюю войну, примерно, 30 лет спустя. Масштабная реставрация была проведена в 1867–1879 годах Полем Гутом. В 1998 году мост был классифицирован, как объект Всемирного наследия. Пересечь этот мост можно только пешком.

15. Васко да Гама (Португалия)
Васко да Гама — вантовый мост, окружённый виадуками, который пересекает реку Тежу в Парке-дас-Насойнс в Лиссабоне, столице Португалии. Это второй по длине мост в Европе после Крымского моста, и некоторое время он был самым длинным. Он, также, является самым длинным мостом в Европейском союзе. Он был построен, чтобы разгрузить мост 25 апреля в Лиссабоне и исключить необходимость транспортного сообщения между северными и южными регионами страны через столицу. Строительство началось в феврале 1995 года; движение по мосту было открыто 29 марта 1998 года, как раз, к Экспо 98 — Всемирной выставке, посвященной 500-летию открытия Васко да Гамой морского пути из Европы в Индию.

16. Виадук Варда (Турция)
Виадук Варда — железнодорожный виадук, расположенный в деревне Хаджыкыры, в районе Караисалы провинции Адана на юге Турции. Спроектированное и построенное инженерами имперской Германии в рамках проекта Багдадской железной дороги (терминал Хайдарпаша, Стамбул — Багдад ), это каменное арочное сооружение находится в 63 км от центрального вокзала Аданы и в 306 км от Коньи.

17. Виадук Ландвассер (Швейцария)
Виадук Ландвассер — однопутный шестиарочный изогнутый известняковый железнодорожный виадук. Он пересекает реку Ландвассер между Шмиттеном и Филизуром в кантоне Граубюнден, Швейцария. Спроектированный Александром Акатосом, виадук Ландвассер был построен в 1901–1902 годах компанией Müller & Zeerleder по заказу Ретийской железной дороги, которая владеет и управляет им по сей день. Этот знаковый объект железной дороги, входящей в список Всемирного наследия, имеет высоту 65 метров и длину 136 метра; его юго-восточная опора напрямую соединяется с туннелем Ландвассер. В 2009 году виадук Ландвассер впервые с момента своего первоначального строительства подвергся реконструкции.

18. Виадук Мийо (Франция)
Виадук Мийо — многопролётный вантовый мост через ущелье реки Тарн, построенный в 2004 году недалеко от Мийо ( к западу от него) в департаменте Аверон в регионе Окситания на юге Франции. По состоянию на октябрь 2023 года это был самый высокий мост в мире, его конструктивная высота составляет 343 метра. Мост неизменно считается одним из величайших инженерных достижений современности и получил в 2006 году премию «Выдающаяся конструкция» от Международной ассоциации мостостроения и строительства.

19. Висконти (Италия)
Висконти в Валеджо-суль-Минчо — средневековый виадук через реку Минчо, построенный в конце XIV века Джан Галеаццо Висконти, герцогом Миланским. Изначально задуманный, как укреплённая плотина для отвода воды из Минчо в Мантую, он, с тех пор, служит мостом. Сегодня разрушенный центральный пролёт через реку Минчо заменён стальной конструкцией.

20. Вишеградский мост (Босния и Герцеговина)
Вишеградский мост, или мост Мехмеда-паши, — 11-пролётный каменный мост длиной 180 метров, перекинутый через реку Дрину в боснийском городе Вишеграде. Представляет собой значительный памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Принято считать, что мост был выстроен в 1577 году по проекту Синана, а заказчиком выступил уроженец этих краев, Мехмед-паша Соколович.

21. Волны Хендерсона (Сингапур)
Волны Хендерсона — пешеходный мост, пересекающий Хендерсон-роуд в районе Южных хребтов в Сингапуре. Наряду с аркой Александры, этот мост является одним из двух пешеходных мостов, образующих пешеходную тропу, соединяющую Южные хребты с горой Фабер, и самым высоким пешеходным мостом в Сингапуре. Солнцезащитные изогнутые деревянные рёбра подсвечиваются ночью.

22. Грейт-Харбор (Тайвань)
Грейт-Харбор — пешеходный мост в районе Яньчэн города Гаосюн, Тайвань. Это первый горизонтально вращающийся ландшафтный мост на Тайване и самый длинный вращающийся мост через порт в Азии.

23. Грюнвальдский мост (Польша)
Грюнвальдский мост — подвесной мост через реку Одер во Вроцлаве, Польша, построенный между 1908 и 1910 годами. Это один из самых длинных мостов такого рода в Польше, его длина составляет 112,5 метров, ширина — 18 метров, а вес — 2,3 тысячи тонн. Он был построен из силезского гранита. Мост был отремонтирован и вновь открыт в сентябре 1947 года после повреждений, полученных во время Второй мировой войны. В настоящее время по мосту проходит трамвайная линия.

24. Дворцо́вый мост (Россия)
Дворцо́вый мост — автодорожный металлический разводной мост через Большую Неву в Санкт-Петербурге. Объект культурного наследия России регионального значения. Длина моста — 267,5 метров, ширина — 31,6 метров. Состоит из пяти пролётов. Разведённый центральный двукрылый пролёт Дворцового моста на фоне Кунсткамеры и Петропавловского собора — одни из главных символов города.

25. Двухярусный живой мост (Индия)
Двухярусный живой мост Умшианг — живой мост из корней деревьев в Мегхалае, Индия. До него можно добраться, пройдя 45 километров или 6 500 ступенек от Черапунджи. Из-за туризма состояние корневого моста ухудшилось. Копия моста была сделана в Нонгриате в Черапунджи, чтобы продемонстрировать искусство народов кхаси и джайнтия строить мосты из вторичных корней деревьев. Эти живые мосты выращиваются из особого вида каучукового дерева. По мере роста корней прочность моста увеличивается. Они растут и работают около 25 лет, но могут выдерживать вес 50 человек и функционировать в течение 500 лет. Пока дерево, из которого он сформирован, остаётся здоровым, корни моста могут естественным образом расти в толщину и укрепляться. Новые корни могут расти на протяжении всей жизни дерева и должны быть обрезаны или обработаны, чтобы укрепить мост. После того, как мост станет взрослым, по некоторым мостам может проходить до 50 и более человек, а продолжительность их службы составляет несколько сотен лет. Без активного ухода многие мосты сгнили или одичали, став непригодными для использования.

26. Дугэ (Китай)
Дугэ представляет собой четырёхполосный вантовый мост на границе провинций Гуйчжоу и Юньнань в Китае. Мост был самым высоким в мире, с дорожным полотном, находящимся на высоте более 565 метров над дном ущелья, с 2016 по 2025 год, когда его превзошёл мост через каньон Хуацзян, который пересекает реку Бэйпань примерно в 200 километрах ниже по течению. Восточная башня имеет высоту 269 метров, что делает её одной из самых высоких в мире, хотя она на 74 метра короче самой высокой опоры виадука Мийо 2004 года.

27. Еги́петский мост (Россия)
Еги́петский мост — автодорожный металлический рамный мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий Покровский и Безымянный острова. Объект культурного наследия России федерального значения. В 1825 - 1826 годах построен цепной висячий мост, по конструкции схожий с Пантелеймоновским мостом через реку Фонтанку. В 1905 году мост обрушился. На прежнем месте мост восстановлен в 1955 году. Архитектурное оформление нового моста выполнено с использованием мотивов древнеегипетского искусства.

28. Железный мост (Великобритания)
Железный мост — арочный чугунный мост через реку Северн в графстве Шропшир, Англия. Открытый в 1781 году, он стал первым в мире крупным чугунным мостом. Чтобы справиться с неустойчивостью берегов и необходимостью поддержания судоходного канала в реке, Томас Фарноллс Притчард предложил однопролётный железный мост. После первоначальной неопределённости относительно использования железа, строительство продолжалось в течение двух лет, Авраам Дарби III был ответственным за железные конструкции. Мост пересекает ущелье Айронбридж с основным пролётом 30,63 метра, обеспечивая достаточный просвет для прохода лодок под ним. В 1934 году мост был объявлен памятником архитектуры и закрыт для движения транспорта. Мост, прилегающее поселение Айронбридж и ущелье Айронбридж входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО «Ущелье Айронбридж».

29. Женский мост (Аргентина)
Женский мост — поворотный пешеходный мост для причала № 3 в торговом районе Пуэрто-Мадеро в Буэнос-Айресе, Аргентина. Он представляет собой вантовый мост консольного типа, а также, разводной, но несколько необычный по своей асимметричной конструкции. Он имеет одну мачту с тросами, подвешивающими часть моста, которая поворачивается на 90 градусов для пропуска водного транспорта. Когда мост поворачивается для прохода судов, его дальний конец опирается на стабилизирующий пилон.

30. Живопи́сный мост (Россия)
Живопи́сный мост (также, известен, как мост в Серебряном Бору) — вантовый мост через Москву-реку. Первый вантовый автодорожный мост в Москве. Самый высокий мост такого типа в Европе на момент строительства. Смотровая площадка Живописного моста состоит из трёх зданий: основного здания в верхней части арки, мостика-галереи на правобережной опоре арки и эвакуационного мостика с выходом в Серебряный Бор. Основное здание смотровой площадки имеет форму эллипсоида. Его длина составляет 33 метра, ширина — 24 метра, высота — 13 метров, вес — 1000 тонн. Оно остеклено и оборудовано электрообогревом для удаления снега и наледей. Для попадания в здание с моста предусмотрено два подъёмника, ещё два эвакуационных подъёмника установлено на случай чрезвычайных ситуаций. Также, на мосту установлен GPS-спуфер, используемый для борьбы с квадрокоптерами, первые новости о "подмене" координат у моста появились ещё в 2020 году: на дронах менялись координаты на аэропорт Внуково, в следствие чего БПЛА улетал в неизвестном направлении.

31. Золотой мост (Вьетнам)
Золотой мост — пешеходный мост длиной 150 метров на курорте Бана Хиллс, в районе Хоаванг города Дананг, Вьетнам. Он предназначен для соединения станции канатной дороги с садами (избегая крутого подъёма) и обеспечения живописного вида и туристической привлекательности. Мост почти замыкается сам на себя и имеет две гигантские руки, сделанные из стекловолокна и проволочной сетки, которые выглядят, как каменные руки, поддерживающие конструкцию. Мост был спроектирован компанией TA Landscape Architecture (при Архитектурном университете города Хошимин ) из города Хошимин. Строительство началось в июле 2017 года и было завершено в апреле 2018 года; мост был открыт в июне 2018 года.

32. Золотой мост во Владивостоке (Россия)
Золото́й мост — вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Был построен в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС, открытие состоялось 11 августа 2012 года. Является одной из главных достопримечательностей города.

33. Золотые Ворота (США)
Золотые Ворота — самая знаменитая достопримечательность города, символ Сан-Франциско и всего тихоокеанского побережья США. Парящий над заливом красавец успел засветиться в доброй сотне фильмов, обзавестись собственным интернет-сайтом и приобрести, увы, печальную славу, идеального места для сведения счётов с жизнью: 75 метров свободного полёта в воды залива Золотые Ворота и прощальный взгляд на огни большого города. Идея строительства моста Золотые Ворота возникла в 1933 году, в период большой иммиграции в Сан-Франциско, когда стало очевидно, что существующая транспортная система перестала справляться с перевозкой всё увеличивавшегося населения. Проект возглавили американские архитекторы, однако, как нетрудно догадаться, в деле не обошлось без наших: математическими расчётами руководил выходец из Одессы. Аутентичный цвет моста носит название «международный оранжевый» — он был выбран после долгих консультаций с архитекторами, дизайнерами и специалистами по безопасности и удовлетворяет всем требованиям: гармонирует с цветами ландшафта, отлично виден в тумане и, не в последнюю очередь, красиво выглядит на фотографиях. Вариантов осмотра моста множество — начиная от расслабленной поездки на такси до велосипедной прогулки и пешеходной экскурсии.
Велосипедные дорожки имеются вдоль обеих сторон моста, восточной и западной, но действуют они по расписанию: как правило, с 15:30 до 21:00 проезд возможен по западной стороне, в прочее время суток — по восточной. В туристическом павильоне, расположенном у одной из опор моста со стороны одноимённого национального парка, можно узнать всё об истории строительства и насыщенной событиями жизни моста Золотые Ворота, посетить посвящённую мосту выставку и приобрести сувениры со знаменитым силуэтом. Ассортимент сувенирного магазина во славу моста поражает не меньше самой достопримечательности: от банальных магнитов и футболок до зимней одежды и даже фирменного шоколада. В 2014 году мост Золотые Ворота отметит своё 77-летие (он был возведён в 1937 году и за свою историю несколько раз становился полностью пешеходным — на открытие и на празднование 75-летнего юбилея). Непременно обратите внимание на представленную в туристическом павильоне, так называемую, тестовую опору моста. 3,5-метровая точная копия опоры моста выполнена из нержавеющей стали и использовалась при проведении инженерных расчётов в 1933 году.

34. Каменный мост в Регенсбурге (Германия)
Каменный мост, наряду с Регенсбургским собором, является важнейшим сооружением Регенсбурга. Каменный мост, построенный полностью из камня, был построен в период с 1135 по 1146 год и считается шедевром средневековой архитектуры и старейшим сохранившимся мостом в Германии.

35. Каменный мост Саморы (Испания)
Каменный мост Саморы — один из пяти мостов, пересекающих реку Дуэро, проходящую через столицу одноимённой провинции (Кастилия и Леон). На протяжении столетий это была единственная переправа через реку в городе, соединяющая окраинные районы с историческим центром города. В настоящее время она является одним из самых представительных символов города. В ходе вмешательств, проведённых в начале 20-го века, многие из декоративных элементов моста были радикально изменены, а две существующие башни по обе стороны входа на мост были удалены, чтобы сделать его более доступным для растущего числа дорожного движения.

36. Капелльбрюкке (Швейцария)
Визитная карточка Люцерна и одна из знаковых достопримечательностей Швейцарии, мост Капелльбрюкке — великолепный пример того, как инженерное искусство переживает столетия. Капелльбрюкке — старейший в Европе деревянный крытый мост, протянувшийся более, чем на 200 метров через тихие воды реки Рейс. Первых пешеходов он принял в далёком 1365 году, и, с тех пор, движение здесь не замирает, ни днём, ни ночью: местные спешат по делам из старой части города в современную, а туристы не торопясь прогуливаются по Капелльбрюкке, разглядывая 111 старинных живописных полотен, повествующих об истории Швейцарии. Мост получил название Капелльбрюкке (дословно «церковный мост») по находящейся поблизости церкви Святого Петра. Сегодня это самый древний деревянный мост в Европе — но, к сожалению, не оригинальный: первоначальный Капелльбрюкке XIV века сгорел в ходе недавнего пожара в 1993 году. Год длилось его восстановление и реставрация картин (78 из первоначальных 111 полотен были уничтожены огнём) и в 1994 году реконструированный по старинным чертежам Капелльбрюкке был повторно открыт для публики. Зайдя на Капелльбрюкке, моментально проникаешься величием сооружения: 200-метровая длина моста считается немаленькой и по сегодняшним меркам. Из арочных проёмов Капелльбрюкке открывается великолепный вид на Рейс, Люцернское озеро и кварталы Старого города. Массивные каменные опоры моста — это единственная его «недеревянная» часть. Капелльбрюкке и Водонапорная башня, по статистике, являются самыми фотографируемыми достопримечательностями Швейцарии.

37. Каррик-а-Рид (Великобритания)
Канатный мост Каррик-а-Рид — канатный мост недалеко от Баллинтоя в графстве Антрим, Северная Ирландия. Мост соединяет материк с крошечным островом Каррикаред (от ирландского Carraig a' Ráid, что означает «отливная скала»). Его длина составляет 20 метров, а высота над скалами — 30 метров. Мост, в основном, является туристической достопримечательностью и принадлежит Национальному фонду и обслуживается им. В 2018 году мост посетило 485 736 человек. Мост закрыт на зиму (в зависимости от погоды).

38. Ка́рлов мост (Чехия)
Ка́рлов мост — средневековый мост в Праге через Влтаву, соединяющий исторические районы Мала Страна и Старое Место. Длина моста — 520 метров, ширина — 9,5 метров. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тёсаными блоками из песчаника. Каменный мост изначально назывался «Пражским», в 1870 году официально переименован в честь основателя Карла IV. Его украшают тридцать скульптур, преимущественно, религиозного содержания.

39. Кинтай-кё (Япония)
Кинтай-кё — исторический деревянный арочный мост в городе Ивакуни в префектуре Ямагути, Япония. Пешеходный мост, состоящий из пяти деревянных арок, был построен в 1673 году через реку Нисики. Парк Кикку, включающий мост и замок, — популярное туристическое место в Японии, особенно во время весеннего фестиваля цветения сакуры и осеннего изменения цвета японских клёнов. В 1922 году он был объявлен национальным достоянием.

40. Клифтонский мост (США)
Клифтонский подвесной мост через реку Эйвон у города Бристоль, Великобритания, был сооружён в 1836 -1864 годах и является одной из главных достопримечательностей города и страны. Общая его длина составляет 230 метров, включая пролёт длиной около 190 метров над ущельем реки Эйвон, через которую он перекинут. Инженер-проектировщик моста — Изамбард Кингдом Брюнель; данный подвесной мост стал его первым самостоятельным проектом. После изобретения ковкого чугуна архитекторы получили возможность строить висячие мосты, первые из которых появились в Аппалачских горах Северной Америки ещё в конце XVIII столетия. С моста открывается живописный вид на окрестности Бристоля. Недалеко от него расположена Клифтонская обсерватория, в которой размещается, так называемая, «камера-обскура» — искривлённое зеркало, которое отражает панорамное изображение окрестностей обсерватории на специальный экран, размещённый в затемнённом помещении. Интересно, что первый банджи-прыжок в мире был сделан с этого моста 1 апреля 1979 года, с высоты более 76 метров. Его выполнили четыре спортсмена из местного клуба экстремального спорта. Печальную славу снискал он и среди самоубийц, за что получил мрачное прозвище «Мост самоубийц».

41. Магдебургский водный мост (Германия)
Магдебургский водный мост — водный мост в Германии, соединяющий два важных канала: Канал Эльба-Хафель и Среднегерманский канал, через который осуществляется сообщение между восточными – Берлинским и Бранденбургскими индустриальными районами с западным индустриальным районом — долиной Рура. Крупнейший водный мост Европы. Мост находится в 10 км к северу от центра Магдебурга. Длина моста составляет 918 метров. Строительство началось в 1997 году и было завершено через шесть лет (в октябре 2003 года). На него было затрачено около полумиллиарда евро, 68 000 м³ бетона и 24 000 т стали. Теперь мост соединяет внутренний речной порт Берлина с портами на Рейне. До его возведения суда были вынуждены совершать двенадцатикилометровый крюк по Эльбе и двойное шлюзование через ротензеевский шлюз и через шлюз «Нигрипп».

42. Мерич (Турция)
Мост Мерич, в честь султана Абдулмеджида I, является историческим османским мостом в Эдирне. Он пересекает реку Мерич, ранее проходившую по государственной дороге D.100, соединяющей пограничные ворота Пазаркуле, через Караагач с Эдирне. Строительство моста началось при османском султане Махмуде II (1808 - 1839 года) и было завершено в 1843 году его преемником Абдул-Меджидом I (1839–1861 года). Мост длиной 263 метра и шириной 7 метров имеет двенадцать арок.

43. Миллениум (Великобритания)
Миллениум — стальной подвесной пешеходный мост через реку Темзу в Лондоне, соединяющий Банксайд с лондонским Сити. Строительство началось в 1998 году, а открытие состоялось 10 июня 2000 года. Лондонцы прозвали его «Шатким мостом» и даже «Шатким шатающимся мостом» после того, как пешеходы ощутили тревожное покачивание в день его открытия. Мост был закрыт позже в тот же день, и после двух дней ограниченного доступа он был закрыт снова почти на два года, чтобы провести модернизацию и ремонт, чтобы сохранить мост устойчивым и остановить раскачивание.
Расположение моста таково, что с противоположного берега реки открывается чёткий вид на южный фасад собора Святого Павла, обрамлённый опорами моста.

44. Мост Адольфа (Люксембург)
Мост Адольфа — двухъярусный арочный мост в городе Люксембург. Его верхний ярус составляет 153 метра в длину и несёт две полосы дорожного движения и две пешеходные дорожки. Мост Адольфа стал, своего рода, неофициальным национальным символом, олицетворяющим независимость Люксембурга, и одной из главных туристических достопримечательностей города Люксембург. Мост был спроектирован французом Полем Сежурне и люксембуржцем Альбером Роданжем и построен в период с 1900 по 1903 год.
Мост был назван в честь великого герцога Адольфа, правившего Люксембургом с 1890 по 1905 год.

45. Мост Александра III (Франция)
Мост Александра III — арочный мост через Сену в Париже. Он соединяет Елисейские поля с Домом Инвалидов и Эйфелевой башней. Мост считается самым богато украшенным и экстравагантным мостом города. С 1975 года он был признан историческим памятником Франции.

46. Мост Ветра и Дождя (Китай)
Мост Ветра и Дождя — мост в округе Саньцзян, провинции Гуанси. Он был завершен в 1912 году. Мост представляет собой комбинацию моста, коридора, веранды и китайского павильона. Он имеет две платформы (по одной на каждом конце моста), 3 опоры, 3 пролёта, 5 павильонов, 19 веранд и три этажа. Опоры сделаны из камня, верхние конструкции, в основном, деревянные, а крыша покрыта черепицей. Мост имеет деревянные перила с обеих сторон. Общая длина моста составляет 64,4 метра, а ширина пролёта — 3,4 метра. Высота над уровнем реки составляет около 10 метров. Известный китайский писатель Го Можо влюбился в этот мост с первого взгляда и написал о нём стихотворение.

47. Мост Виктора Эммануила II (Италия)
Мост Виктора Эммануила II — автомобильно-пешеходный мост через Тибр в Риме, соединяющий площадь Паскуале Паоли, в районе Понте, с ватиканским Лунготевере. Длина моста составляет 108 метров, а ширина порядка 20 метров. Назван в честь короля Италии Виктора Эммануила II. Мост построен в 1886 году по проекту архитектора Эннио Де Росси в ходе масштабных работ по расширению транспортной инфраструктуры города. Но был открыт лишь в 1911 году после ряда реконструкций и доработок по случаю 50-й годовщины объединения Италии. Мост имеет три арки, украшен высокими цоколями с крылатыми Победами и символическими скульптурными группами, технический проект которых выполнила компания Allegri. Бронзовые статуи Победы — работа скульпторов Эльмо Палацци, Луиджи Касадио, Амлето Катальди и Франческо Пиффетти. Скульптурные группы были созданы авторами: Джузеппе Романьоли — Лояльность к Конституции (после битвы при Новаре, 1849); Итало Гризелли — Триумф Победы (битва при Сан-Мартино, 1859); Джованни Николини — Свобода (провозглашение Королевства Италия, 1861); Чезаре Редуцци — Единство Италии (посвящение королю Виктору Эммануилу, 1870).

48. Мост Джурджевича (Черногория)
Мост Джурджевича — железобетонный арочный мост через реку Тара в северной части Черногории. Расположен на перекрёстке путей между городами Мойковац, Жабляк и Плевля. Своё название мост Джурджевича получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.

49. Мост Дракона (Словения)
Мост Дракона — автомобильный мост, расположенный в Любляне. Он пересекает реку Любляница, между улицами Копитар и Рессель, к северу от Центрального рынка Любляны на площади Водник. Он был построен в начале XX века, когда Любляна была частью Австро-Венгерской империи. Как один из лучших образцов железобетонных мостов и стиля венского сецессиона, мост сегодня охраняется, как технический памятник. Он предназначен, в первую очередь, для движения автотранспорта.

50. Мост Искусств (Франция)
Мост Искусств — первый железный мост Парижа через реку Сену, ныне пешеходный, соединяющий по прямой линии Институт Франции и квадратный двор Луврского дворца, именовавшегося «дворцом Искусств» в эпоху Первой империи. Длина моста: 155 метров, ширина: 11 метров. Мост состоит из семи арочных пролётов, длиной около 22 метров, стоящих на 6 опорах из железобетона с каменной облицовкой.

51. Мост Жуселину Кубичека (Бразилия)
Мост Жуселину Кубичека представляет собой арочный мост из стали и бетона через озеро Параноа в городе Бразилиа. Он соединяет восточный берег озера, где расположены Лаго Сул, Параноа и международный аэропорт Бразилиа, с центром города Бразилиа через Монументальную ось. Мост назван в честь президента Жуселину Кубичека, который занимал этот пост с 1956 по 1961 год и считается главной политической фигурой, поддержавшей строительство города Бразилиа. Мост был спроектирован архитектором Александром Чаном и инженером-строителем Мариу Вила Верде.

52. Мост Луиша I (Португалия)
Мост Луиша I представляет собой двухъярусный металлический арочный мост через реку Дору между городами Порту и Вила-Нова-де-Гайя в Португалии. На момент постройки его пролёт длиной 172 метра был самым длинным в мире среди мостов такого типа. Сегодня верхний уровень моста используется пешеходами и линией D метро Порту, в то время, как нижний уровень используется автобусами, такси, велосипедистами и пешеходами. Нижний уровень соединяется с набережной Порту, включая площадь Праса-да-Рибейра и нижнюю станцию фуникулера Гиндайс на его северном конце, а также, с набережной Гайя с её винными погребами на его южном конце. Верхний уровень соединяется с центром города Порту и вокзалом Сан-Бенту на своём северном конце, а также, примыкает к монастырю Серра-ду-Пилар и верхней станции канатной дороги Гайя на своём южном конце.

53. Мост Мира (Грузия)
Мост Мира — пешеходный мост через реку Куру в Тбилиси, Грузия. Соединяет улицу Ираклия II и парк Рике. Мост имеет 156-метровый стальной каркас, покрытый стеклом. Вся конструкция опирается на 4 опоры. Попасть на мост можно как с улицы Ираклия II и из парка Рике, так и с набережных бульваров.

54. Мостовой павильон (Испания)
Мостовой павильон — здание, спроектированное британо-иракским архитектором Захой Хадид и построенное для Всемирной выставки Expo 2008 в Сарагосе, в качестве одной из её главных достопримечательностей. Это инновационный крытый мост длиной 280 метров, имитирующий гладиолус, через реку Эбро, соединяющий район Ла-Альмосара с местом проведения выставки и, таким образом, становящийся её главным входом. Новый мост одновременно является многоуровневой выставочной площадкой; во время всемирной выставки ожидалось, что павильон будут посещать 10 000 посетителей в час. Для строительства моста Хадид выбрала армированный стекловолокном бетон австрийской компании Rieder: внешнюю обшивку здания она покрыла 29 000 треугольниками из фибробетона fiberC разных оттенков серого. Во время выставки Expo 2008 в павильоне «Мост» проходила выставка «Вода – уникальный ресурс», разработанная компанией Ralph Appelbaum Associates.

55. Мост Святого Ангела (Италия)
Мост Святого Ангела — римский мост в Риме, Италия, построенный в 134 году нашей эры римским императором Адрианом, через Тибр от центра города до его недавно построенного мавзолея, ныне возвышающегося замка Замок Святого Ангела. Мост облицован травертином и перекрывает Тибр пятью арками, три из которых римские; к нему можно было подойти по пандусу со стороны реки.

56. Мост Святого Михаила (Бельгия)
Мост Святого Михаила — место для романтических сердец. Арочный мост Святого Михаила построен из камня и протекает через реку Лис в центре Гента. Раньше на его месте стоял поворотный круг, но в начале XX века его заменили каменной аркой.
Нынешний монументальный мост был построен в 1905 – 1909 годах, после постройки здания почты, и оба являются результатом изобретательности архитектора Луи Клоке.
В центре моста находится выразительный фонарь, рядом с которым находится бронзовая статуя Святого Михаила. Куда ни глянь, вид вокруг захватывает дух, делая это место идеальным для романтической прогулки или съёмки великолепных фотографий.

57. Мост Скалигеров (Италия)
Мост Скалигеров — укреплённый мост в Вероне, на севере Италии, через реку Адидже. Этот арочный мост имел самый большой пролёт в мире на момент постройки (48,70 метров).

58. Мост Триана (Испания)
Мост Триана — мост, расположенный в Севилье. Он соединяет центр города с районом Триана, пересекая реку Гвадалквивир. В XIX веке он заменил старый понтонный мост, существовавший на его месте, и стал старейшим сохранившимся железным мостом в Испании. Его строительство было завершено в 1852 году, во время правления Изабеллы II.

59. Мост Тысячелетия (Великобритания)
Мост Тысячелетия в Гейтсхеде — наклонный мост для пешеходов и велосипедистов, проходящий через реку Тайн, между кварталом искусств Гейтсхеда на южном берегу и районом Куэйсайд в Ньюкасл-апон-Тайн на северном берегу. Это был первый наклонный мост, когда-либо построенный. Открытое для общественного пользования в 2001 году, это, отмеченное наградами, сооружение было задумано и спроектировано архитектурным бюро WilkinsonEyre и фирмой структурного инжиниринга Gifford. Мост иногда называют «Мостом Подмигивающего Глаза» из-за его формы и метода наклона.

60. Мост Шейха Заеда (ОАЭ)
Поразительный мост Шейха Заеда, длиной 842 метра и высотой 64 метра, спроектированный британским архитектором и лауреатом Притцкеровской премии Захой Хадид, считается самым сложным мостом из когда-либо построенных. Его изогнутые арки напоминают волнистые песчаные дюны, а динамичная подсветка с нежными цветами плавно перетекает по его каркасу. Проезжая часть подвешена на симметричных стальных арках, создавая волнообразную форму с плавным силуэтом.

61. Небесный мост Лангкави (Малайзия)
Остров Лангкави, расположенный у северо-западного побережья Малайзии - это живописное место, здесь зеленый тропический лес, песчаные пляжи, лазурное море, есть все для великолепного отдыха. А для того, чтобы туристы могли еще лучше насладиться всей этой красотой, на высоте 700 метров над ущельем между гор Ганунг построили высокий и необычный Небесный мост, который уходит в небеса, с него открывается сказочный вид на остров. Небесный мост был построен в 2004 году, а открыт для посещения с 2005 года и является самым высоким одноопорным мостом в мире. Весь мост действительно опирается всего на одну высокую, металлическую опору. Вес моста распределен на 8 тросов, крепящихся к этой единственной опоре. То есть он фактически подвешен над пропастью и в ветреные дни это наиболее заметно ощущается.

62. Новый мост (Испания)
Новый мост — самый новый и большой из трёх мостов, перекинутых через пропасть, глубиной 120 метров, через реку Гуадалевин, разделяющую город Ронда на юге Испании. Строительство было завершено в 1793 году по проекту архитектора Хосе Мартина де Альдеуэлы, а главным строителем стал — Хуан Антонио Диас Мачуки. Строительство моста началось в 1759 году и заняло 34 года. Над центральной аркой находится камера, которая использовалась для различных целей, в том числе, как тюрьма. Во время гражданской войны 1936–1939 годов обе стороны, предположительно, использовали тюрьму, как камеру пыток для пленных противников, убивая некоторых, сбрасывая их из окон на скалы на дне ущелья Эль-Тахо. Этот мост был построен в спешке и некачественно; в 1741 году он полностью обрушился, унеся жизни 50 человек.

63. Обербаумбрюкке (Германия)
Обербаумбрюкке — двухъярусный мост через реку Шпрее в Берлин , считающийся одной из достопримечательностей города. Он соединяет Фридрихсхайн и Кройцберг, бывшие районы, разделённые Берлинской стеной, и стал важным символом единства Берлина. По нижнему ярусу моста проходит проезжая часть, соединяющая Обербаум-штрассе к югу от реки с Варшауэр-штрассе к северу. По верхнему ярусу моста проходят линии берлинского метро U1 и U3, между станциями Schlesisches Tor и Warschauer Straße. Мост появляется в фильмах «Беги, Лола, беги» и «Неизвестный», а также, в сериале «Берлинский вокзал».

64. Палтни (Великобритания)
Палтни в Бате выглядит так необычно (и для Британии, и вообще), что он обязательно должен был стать одной из самых ярких достопримечательностей города. Так и вышло — сейчас это одна из визитных карточек Бата. Назван он в честь местного аристократического семейства землевладельцев, которым принадлежала зона Батуик на другом берегу реки, напротив основной части городского центра. Всем хороша зона — но вот переправиться туда через реку Эйвон можно было только на пароме. Мост Палтни застроен — по обеим его сторонам тянется рад старинных магазинов-лавок. Это большая редкость: в мире сохранилось всего четыре застроенных моста. Лавки очаровательны — они, в основном, сохранились с 18 века и заполнены всякой всячиной. Мост из-за лавок получился узкий, сейчас это пешеходная зона. Вторая необычность — его стороны асимметричны. С южной стороны моста Палтни сделан парадный фасад с арками и облицовкой. С северной стороны — облицовки нет, верхней части тоже, вместо них видны разномастные задники магазинов. Этот трёхарочный мост — очень яркий образец палладианского стиля, тут собраны, почти, все его признаки разом. Парадная южная сторона очень похожа на мост Риальто: приподнятая центральная часть, два крыла по сторонам упираются в крытые павильоны. Центральная часть украшена причудливым окном и дорическими колоннами. Третья необычность моста Палтни — в том, что магазины на северной стороне шире моста и частично висят задней частью над водой, опираясь на балки. Ни на что не похоже, обязательно посмотрите обе стороны.

65. Питон (Нидерланды)
Питон — мост через канал между Споренбургом и островом Борнео в районе Восточных доков Амстердама. По мосту могут передвигаться только пешеходы. Этот мост прославила команда паркура Storror. Команда использовала мост для выполнения трюка «висение» и использовала верёвку, чтобы раскачиваться на ней.

66. Понте-Веккьо (Италия)
Самый вонючий мост Средневековья сегодня превратился в самую пафосную достопримечательность Флоренции. Лучший вид на Понте-Веккьо, конечно, открывается издали, с набережной, либо с площади Микеланджело. Изначально, этот самый старый мост Флоренции выполнял самую обычную функцию — переправу через полноводную реку Арно. И лишь в XV веке, когда власти Флоренции решили перенести сюда, подальше от домов знати и административных дворцов, лавки мясников, он приобрёл славу места, которое дурно пахнет. Оно и немудрено: холодильных установок, по тем временам, не знали, а в итальянскую жару парная телятина и куриные мозги портились быстро, ровно, как и оставшиеся от животных отходы. Всё это добро скидывали в Арно, чтобы воды реки относили их, как можно дальше за пределы города. От ароматов это спасало не сильно. Ввиду того, что мясников во Флоренции было пруд пруди, а мост не такой уж и протяжённый, лавочникам пришлось изощриться и строить свои магазинчики вширь: они и сегодня выпирают, торчат над мостом и висят над водой аж на несколько метров. Когда именно мясные лавки сменились на богатые ювелирные магазины точно неизвестно. Над строениями идёт Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для того, чтобы Козимо I мог спокойно проходить из палаццо Веккьо в палаццо Питти, так как, от моста исходило сильное зловоние. Вдоль коридора идёт ряд небольших круглых окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чём говорят простые люди внизу на мосту. Сегодня этот коридор считается одной из лучших художественных галерей мира, где хранится, порядка, 700 подлинников картин XVI - XVII веков: мастера из Рима и Неаполя, а также, коллекция автопортретов известных художников Италии и мира. В частности: автопортреты Рафаэля, Вазари, Рубенса, Веласкеса, Кустодиева, Кипренского.

67. Понт-Кувер (Франция)
Понт-Кувер — комплекс из трёх мостов и четырёх башен, образующих оборонительное сооружение, возведённое в XIII веке на реке Иль в городе Страсбург во Франции. Три моста пересекают четыре русла реки Иль, протекающие через исторический квартал Страсбурга «Маленькая Франция». Мосты были классифицированы, как исторический памятник с 1928 года. Строительство мостов началось в 1230 году, а открытие состоялось в 1250 году. В качестве оборонительного сооружения они были заменены плотиной Вобана, расположенной чуть выше по течению, в 1690 году, но продолжали использоваться в качестве мостов. После постройки каждый из мостов был покрыт деревянной крышей, которая служила защитой для защитников, которые могли бы разместиться на них во время войны.

68. Ракотцбрюкке (Германия)
Ракотцбрюкке, перекинутый через озеро Ракоц, имеет длину 7,8 метра и ширину 6,5 метра. Название моста и озера происходит от верхнелужичского слова «рак», означающего «краб». Радиус внутренней арки составляет 2,2 метра, а внешний радиус — 3,4 метра. Мост построен из искусственно созданных базальтовых колонн, отобранных и доставленных из отдалённых карьеров. Он был заказан в 1860 году «рыцарем местного города» Фридрихом Германом Рёчке (1805–1893). Несмотря на то, что мост был отремонтирован в 2018 и 2019 годах, пересечение моста, по-прежнему, запрещено из соображений безопасности, как общественности, так и самого моста.

69. Риальто (Италия)
Риальто смело можно назвать одним из символов Венеции. Дело в том, что это самый первый и старый мост через венецианский Гранд-канал. Опора моста Риальто впечатляет — 12 тысяч свай, забитых на дне Гранд-канала. Сегодня на переправе расположено 24 сувенирных магазина. Самая первая понтонная переправа появилась здесь ещё в 1181 году и была названа Понте делла Монета. Такое имя мост получил, благодаря монетному двору, располагавшемуся неподалёку. Менее чем через сто лет его сменили на деревянный разводной мост, который назвали Риальто — в честь рынка. В 1310 году он сгорел во время восстания Тьеполо. В 14-15 веках на мосту Риальто собирались все венецианские купцы, поскольку здесь шла бойкая торговля самыми разными товарами, вплоть до ценных бумаг.

70. Римский мост Кангас-де-Онис (Испания)
Римский мост Кангас-де-Онис - один из самых известных символов Княжества Астурия.
Хотя это место, возможно, использовалось во времена Римской империи для переправы через реку Селла, и это могло послужить причиной основания Кангас-де-Ониса, первой столицы Королевства Астурия, на самом деле нынешний «Римский мост» датируется средневековьем, возможно, концом XIII века. Его стилизованный и изящный силуэт, а также, линия арок отсылают нас к романскому стилю, переходному к готике. На центральной арке висит копия знаменитого Креста Победы, изделия из драгоценного металла, датируемого началом X века и хранящегося в соборе Овьедо.

71. Римский мост в Кордове (Испания)
Римский мост в Кордове — древнеримский 16-арочный мост, длиной 250 метров через реку Гвадалквивир на Августовой дороге. Построен после битвы при Мунде, состоявшейся в 45 году до нашей эры, и имел важное стратегическое значение. Мост был отреставрирован в X веке при арабах и неоднократно восстанавливался, также, после Реконкисты. На северном берегу у Римского моста располагаются ворота Пуэрта-дель-Пуэнте, когда-то служившие для прохода через городскую крепостную стену. На противоположном от Мескиты берегу находится башня Калаорра, средневековая сторожевая башня, ныне музей. В центральной части моста находится памятник архангелу Рафаилу XVII века, работы Бернабе Гомеса дель Рио. До середины XX века Римский мост оставался единственным мостом Кордовы через Гвадалквивир. С 2004 года Римский мост является пешеходным.

72. Римский мост в Ме́риде (Испания)
Римский мост в Ме́риде — арочный мост из тёсаного гранита, переброшенный при Траяне через реку Гвадиана у колонии Августа-Эмерита (ныне город Ме́рида в Испании). Мост первоначально состоял из 62 пролётов, общей длиной в 755 метров. В настоящее время мост состоит из 60 пролётов и при длине в 721 метр является самым длинным мостом, уцелевшим со времён античности. Мост ведёт к крепости Алькасаба, которую велел построить в 835 году арабский правитель Абд ар-Рахман II. Подобно другим историческим памятникам Мериды, он состоит под охраной ЮНЕСКО в составе объекта «Археологический комплекс Мериды».

73. Римский мост Саламанки (Испания)
Римский мост Саламанки — римский мост через реку Тормес в городе Саламанка, Кастилия и Леон, Испания. Мост изначально датируется периодом римской оккупации Пиренейского полуострова , был построен между 27 году до нашей эры и 79 году нашей эры и давал доступ к южной части города. Мост является частью исторической дороги, известной, как Виа-де-ла-Плата, которая проходит между Меридой и Асторгой. Римский мост Саламанки издавна имел символическое значение для города, в том числе, являясь частью его герба (вместе с каменным быком-веррако). Историческое признание включает присвоение ему статуса Художественно-исторического памятника 3 июня 1931 года и присвоение статуса объекта культурного наследия в 1998 году. Мост активно использовался до 1973 года, когда он стал исключительно пешеходным, поскольку в Саламанке были построены другие автомобильные мосты. Мост состоит из двух частей, разделённых центральным укреплением: старого моста римского происхождения, соединяющего его с городом, и нового моста. Из двадцати шести арок, поддерживающих конструкцию, первые пятнадцать относятся к временам Древнего Рима. Мост неоднократно реставрировался на протяжении веков и пережил несколько попыток сноса. Многие реставрации плохо документированы, что оставляет неясными детали методов реконструкции и даже точные годы её проведения.

74. Роки-Крик (США)
Роки-Крик — железобетонный арочный мост с открытыми пролётами на побережье Биг-Сур в Калифорнии, имеющий железобетонную, открытую, фиксированную параболическую арку, декоративную консольную пешеходную дорожку и железобетонные перила в форме арочных окон. Роки-Крик — один из семи подобных мостов на трассе штата №1, известной как «Арки Биг-Сура». Он служит важными переправами для шоссе Кармел-Сан-Симеон, изначально трассы штата №56 (ныне трассы штата №1). Как следует из названия, мост пересекает Роки-Крик. К северо-западу от моста находится разъезд с ограниченным количеством парковочных мест для туристов. Морские воды в устье Роки-Крик являются средой обитания находящейся под угрозой исчезновения южной морской выдры . Кроме того, на хребте над Роки-Крик находится одно из немногих известных мест произрастания пиперии Ядона – редкого и находящегося под угрозой исчезновения североамериканского вида орхидеи.

75. Руйи (Китай)
Это пешеходный мост, построенный для пересечения долины Шэньсяньцзюй со стеклянным дном. Это двухуровневый стеклянный мост длиной 100 метров, который находится на высоте 140 метров над землей. Мост волнистый и имеет три отдельные пешеходные дорожки, часть которых со стеклянным дном. Дизайн был спроектирован, как три волнообразных моста, которые должны гармонировать с природным пейзажем. Является одним из 2000 мостов со стеклянным дном в Китае. Мост был представлен западному Интернету, когда канадский астронавт Крис Хэдфилд загрузил в Твиттер видео моста с дрона, которое стало вирусным. Под видео была подпись: «Мне бы поручни получше».

76. Си-о-се-поль (Иран)
Си-о-се-поль — крупнейший из одиннадцати исторических мостов на реке Зайендеруд, крупнейшей реке Иранского нагорья, в Исфахане. Мост был построен в начале 17 века, чтобы служить одновременно мостом и плотиной. Длина моста составляет 297,76 метра, а ширина — 14,75 метра. Это сводчатый арочный мост, состоящий из двух наложенных друг на друга рядов по 33 арки, откуда и происходит его популярное название Си-о-се-поль . Он построен из камня. Длина самого длинного пролета составляет около 5,60 метра. Интерьер Си-о-се-поль изначально был украшен росписями, которые путешественники часто описывали, как эротические.

77. Старый Майнский мост (Германия)
Старый Майнский мост — старейший мост через реку Майн в Вюрцбурге и достопримечательность города. Строительство сооружения, начатое в XV веке, было единственной переправой через реку Вюрцбург до 1886 года. Он используется пешеходами и велосипедистами. Благодаря своим каменным фигурам, которые характеризуют городской пейзаж, Старый Майнский мост, как и пражский Карлов мост, продолжил традицию, начатую в Риме с Мостом Святого Ангела в XVIII веке. Арочный мост из натурального камня имеет восемь проёмов и общую длину 185 метров. Чистая ширина сегментных круглых арок варьируется от 17,53 метра у первой арки на правом берегу до 12,2 метра у последней арки. Для строительства моста использовались камни из ракушечника из карьера на Бромберге, примерно в 8,5 километрах вверх по течению на левом берегу Майна около Айбельштадта. Кладка опор состоит из тесаного камня с чередующимися слоями внизу. Сохранившаяся кладка имеет регулярную высоту слоёв.

78. Старый мост в Гейдельберге (Германия)
Старый мост в Гейдельберге — мост через реку Неккар. Старый мост был построен в 1788 году при курфюрсте Карле Теодоре, как девятый мост на этом месте, сейчас он сделан из местного красного песчаника. Более широкое значение этого моста заключается в обеспечении безопасного прохода с севера на юг по правому берегу Рейна в Германии.
Сегодня это одна из достопримечательностей города, наряду с руинами Гейдельбергского замка. Она, также, изображена на современном трёхчастном логотипе города, состоящем из короны стены, реки и моста.

79. Старый мост в Мостаре (Босния и Герцеговина)
Старый мост в Мостаре — пешеходный арочный мост через реку Неретву в городе Мостаре, Босния и Герцеговина. Представляет собой современную копию древнего моста, полностью уничтоженного хорватскими боевиками в 1993 году. Архитектурный символ Мостара. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей города являются прыжки в реку Неретву с центра Старого моста (высота прыжка зависит от уровня воды в реке, от 24 до 30 метров). Поскольку вода в реке очень холодная, это занятие ещё более рискованное, которое требует высочайшего мастерства и длительных тренировок. Предположительно традиция появилась вскоре после постройки моста, однако, первое письменное свидетельство относится к 1664 году. В 1968 году обычай получил официальный статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля. В 2013 году было совершено 477 прыжков.

80. Стеклянный мост Чжанцзяцзе (Китай)
В национальном парке «Чжанцзяцзе», между утёсами Гран Каньона в 2016 году открыли самый высокий стеклянный мост в мире. Одновременно тут могут находиться не более 600 человек, дневной лимит билетов — 8 000. Длина моста 430 метров, ширина центральной части 6 метров, высота над землёй — около 400 метров. Самые смелые могут прыгнуть с банджи-джампинга, высотой 265 метров или покачаться на высотных качелях. Заходить на мост можно только в специальных бахилах, которые выдают при входе, чтобы не пачкать и не царапать стекло. При себе разрешено иметь только небольшую сумку для воды, телефон, паспорт и наличные. Фото, видеотехнику, металлические предметы и объёмные рюкзаки придется сдать в камеру хранения.

81. Табиат (Иран)
Табиат — крупнейший пешеходный мост в Тегеране. Его длина составляет 270 метров. Мост Табиат соединяет два парка — Талегани и парк Аб-о-Атеш. Слово «Табиат» обозначает «природа». Мост назван так, потому что он находится между двумя большими парками с густой растительностью. Когда мост Табиат был достроен, его архитектор получила международную известность. По итогам народного голосования мост Табиат получил первое место из пяти в конкурсе мировой городской архитектуры. В 2014 году мост Табиат был выбран лучшей постройкой из стали в Иране и внесён в список шести красивейших мостов Ирана, а Лейла Арагиян получила международный приз Golden Brick Awards.

82. Тауэрский мост (Великобритания)
Самый растиражированный символ Лондона — Тауэрский мост — был открыт в 1894 году. Он, одновременно, и разводной, и висячий. Конструкция моста такова, что когда нижний центральный пролёт разводится для прохода судов, верхняя галерея, на которую ведут лестницы в обеих башнях, остаётся открыта для пешеходов, желающих пересечь Темзу. Впрочем, сегодня галерея чаще используется в качестве смотровой площадки, также, в ней оборудован музей. Виды из огромных окон галереи Тауэрского моста открываются, и вправду, захватывающие. Длина Тауэрского моста — 244 метра. Высота двух опорных башен — 65 метров, центральный пролёт между ними — 61 метр. Верхняя галерея поднята на 42 метра над основным мостом.

83. Трифт (Швейцария)
Трифт - самый страшный и высокий в Европе висячий подвесной мост (кантон Берн). Он находится на горе Титлис на высоте 3 041 метр и имеет длину 100 метров, а в ширину около метра. Построен в 2004 году энергетической компанией для проведения электро- и гидромонтажных работ в окрестностях ледника Трифт. Летом 2009 года была проведена модернизация моста (в частности, была улучшена система стальных канатов), после шести недель ремонтных работ, 12 июня 2009 года, мост был открыт для свободного посещения. Несмотря на высоту и сильные ветры, мост безопасен. Он лишь немного качается. Новый мост претендует на звание самого страшного в мире, чиновники рассчитывают, что наибольшей популярностью мост будет пользоваться в летнее время, но уже сейчас интерес к нему среди туристов огромен.

84. Тро́ицкий мост (Россия)
Тро́ицкий мост — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Третий постоянный мост через Неву, один из красивейших петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса». Первый наплавной мост построен в 1803 году. В 1897-1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль» и при участии русских инженеров сооружён постоянный металлический мост. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 метра).

85. Тройной мост (Словения)
Тройной мост состоит из трёх мостов через реку Любляница в Любляне, столице Словении. Он соединяет исторический средневековый город на юго-восточном берегу с центральной площадью Прешерна на северо-западном берегу. Построенный в XIII веке, он является старейшим мостом в Любляне. В начале 1930-х годов архитектор Йоже Плечник перепроектировал и расширил его. В августе 2021 года Тройной мост был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как часть непреходящего наследия Плечника. Центральный мост частично построен из глиницкого известняка. Остальные части – из бетона. Балюстрады с 642 балясинами выполнены из бетона. Платформа вымощена гранитными блоками, уложенными в 2010 году. Ранее она была покрыта асфальтом.

86. Тумский мост (Польша)
Тумский мост — стальной мост через северный рукав Одера во Вроцлаве. Построенный в 1889 году, он заменил старый деревянный мост, соединив Соборный остров с Песчаным островом. Мост открыт только для пешеходов. Неофициально известный, как Мост Влюблённых или Мост Любви, он был создан влюблёнными парами, которые когда-то прикрепляли к нему замки со своими именами.

87. Форт-Бридж (Великобритания)
Железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт или просто мост через Форт — мост через залив Ферт-оф-Форт у восточного берега Шотландии. Мост соединяет столицу Шотландии город Эдинбург с областью Файф. Возведённый с 1882 по 1890 годы, мост стал одним из первых консольных мостов в мире, а также, несколько лет имел максимальную длину пролёта. Относится к числу величайших достижений строительной техники XIX века. В 1999 году Британское правительство выдвинуло мост на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

88. Хаджу (Иран)
Мост Хаджу — арочный каменный пешеходный мост через реку Зайенде-Руд, является одним из самых знаменитых мостов в городе Исфахан. Построен на фундаменте старого моста по приказу шаха Аббаса II в 1650 году. С точки зрения архитектурного изящества и отделки моста изразцами, он не имеет себе равных и выполняет 3 функции — средство перехода через реку, плотины и место отдыха. Мост состоит из 23 арок и вытянулся больше, чем на 100 метров; правда, ширина его составляет всего 14 метров. Мост состоит из двух ярусов: верхний – для повозок, нижний – для пешеходов. А с наступлением темноту на всех арках и переходах моста загорается подсветка, что делает мост ещё более прекрасным и напоминающим восточные дворцы из сказок.

89. Харбор-Бридж (Австралия)
Харбор-Бридж — самый большой мост Сиднея, один из самых больших стальных арочных мостов в мире. Мост был открыт 19 марта 1932 года. Из-за характерной формы арочной конструкции мост получил прозвище «Вешалка». Вид на мост и расположенный рядом оперный театр — широко известный символ Сиднея и, в целом, Австралии. Харбор-Бридж соединяет деловую (Южный берег), центральную часть города с Северным берегом и пересекает залив Порт-Джексон. По мосту осуществляется автомобильное, железнодорожное, велосипедное и пешеходное сообщение. Арочный пролёт моста имеет длину 503 метра. Стальная арка моста весит 39 000 тонн. Она возвышается на 134 метра над уровнем моря и, при этом, имеет клиренс (просвет) 49 метров над уровнем поверхности воды залива, что обеспечивает свободный проход любых океанских судов под мостом. Расширение стальной конструкции в жаркие дни может увеличить высоту арки примерно на 18 см. Общая длина всего моста — 1149 метров. Ширина моста 48,8 метра. Полный вес моста — 53 800 тонны. Стальные элементы конструкции моста соединены заклёпками, общее количество которых превышает шесть миллионов. Для поддержания моста по берегам воздвигнуты могучие башни почти 100-метровой высоты, которые облицованы гранитом. С 1 октября 1998 года на мосту осуществляются регулярные экскурсии для людей старше 10 лет — подъём по боковой арке моста на его вершину, откуда открывается захватывающая дух панорама города. Для восхождения требуется лишь обувь на резиновой подошве и специальный костюм со страховкой, который выдают на месте, со всем остальным поможет справиться инструктор. Мост Харбор-Бридж в Сиднее был внесен в Список национального наследия Австралии 19 марта 2007 и в Государственный реестр наследия Нового Южного Уэльса 25 июня 1999 года. За день мост пересекает более 200 тысяч автомобилей. С целью постройки моста пришлось снести более 500 домов. На покраску стальной арки в три слоя ушло почти 300 тысяч литров краски. Из-за большой глубины залива, порядка 60 метров, мост не имеет промежуточных опор.

90. Хеликс (Сингапур)
Мост Хеликс — пешеходный мост, соединяющий районы Марина-Сентр и Марина-Саут в районе Марина-Бэй в Сингапуре. Он был официально открыт 24 апреля 2010 года; однако из-за продолжающегося строительства в отеле Marina Bay Sands мост был открыт только наполовину. Навесы (изготовленные из фриттованного стекла и перфорированной стальной сетки) установлены вдоль участков внутренней спирали, обеспечивая тень для пешеходов. Мост оборудован четырьмя смотровыми площадками, расположенными в стратегических местах, откуда открывается вид на панораму Сингапура и события, происходящие в заливе Марина-Бэй. Ночью мост подсвечиваться серией огней, которые подчёркивают двойную спиральную конструкцию, создавая, тем самым, особое визуальное впечатление для посетителей. Пары цветных букв c и g, а также, a и t на мосту, подсвечиваемые ночью красным и зелёным, представляют цитозин, гуанин, аденин и тимин – четыре основания ДНК. Преднамеренный дизайн, напоминающий левостороннюю ДНК, которая является противоположностью обычной ДНК на Земле, обеспечил ей место в Зале славы левосторонней ДНК в 2010 году. Управление наземного транспорта заявило, что это первый в мире мост, спроектированный в архитектурном и инженерном плане. В том же году, мост получил награду «Лучшее транспортное сооружение мира» на Всемирном архитектурном фестивале.

91. Ховрах (Индия)
Ховрах — стальной мост через реку Хугли в Западной Бенгалии, Индия. Введённый в эксплуатацию в 1943 году, мост изначально назывался Новым мостом Ховрах, поскольку заменил понтонный мост в том же месте, соединяя обе стороны городов Калькутта. Этот мост — один из четырёх на реке Хугли и известный символ Калькутты и Западной Бенгалии. Ежедневно по нему проезжает около 100 000 автомобилей и, возможно, более 150 000 пешеходов, что делает его самым загруженным консольным мостом в мире. Третий по длине консольный мост на момент постройки, мост Ховрах, в настоящее время, является шестым по длине мостом своего типа в мире.

92. Хуацзян (Китай)
Хуацзян — подвесной мост в провинции Гуйчжоу, Китай. Мост пересекает реку Бэйпань, протекающую через глубокий каньон Хуацзян, и является самым высоким мостом в мире: его высота от настила до дна ущелья составляет 625 метров. Он превосходит предыдущий самый высокий мост — мост Дугэ, который пересекает ту же реку в 200 километрах выше по течению. Мост был открыт для публики 28 сентября 2025 года. Общая длина моста составляет 2890 метров, включая главный пролёт длиной 1420 метров. Его поддерживают две основные башни высотой 262 метра. В результате разница высот между мостовым полотном и уровнем воды в реке достигает 625 метров, что является мировым рекордом.
В три из 217 несущих кабельных жил встроен волоконно-оптический тензодатчик, что позволяет осуществлять мониторинг состояния моста в режиме реального времени. На уровне под автомобильной палубой находится стеклянная смотровая галерея. На вершине одной из башен моста находится специализированная кофейня с панорамным видом. На мосту предусмотрены сооружения для занятий экстремальными видами спорта, такими как банджи-джампинг и парапланеризм, интегрированные в конструкцию.

93. Цветочный мост (Испания)
Цветочный мост разделяет IX и X секции садов Турия в городе Валенсия. Он был открыт в 2002 году по проекту инженера Мануэля Бьедмы. Его самая заметная особенность — то, что он всегда украшен цветами, которые меняются четыре или более раз в год, в зависимости от сезона и праздников. Во время визита Папы Римского Бенедикта XVI в город в 2006 году были высажены белые и жёлтые цветы в знак уважения к флагу Ватикана.

94. Цепно́й мост (Венгрия)
Цепно́й мост — висячий мост через реку Дунай, соединяющий две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Открыт в 1849 году, став первым постоянным мостом через Дунай. На момент открытия мост считался чудом света (несколько лет спустя его превзошёл по размерам Николаевский цепной мост подобной конструкции). Мост сыграл важную роль в экономической и общественной жизни Венгрии, стал одним из стимулов объединения Буды и Пешта в единый город Будапешт.

95. Цепные мосты (Россия)
Цепные мосты через реку Великая — два висячих моста через реку Великая в городе Остров. Уникальный памятник строительной техники и архитектуры, один из лучших образцов архитектуры мостов XIX века. Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.

96. Чёртов мост (Швейцария)
Чёртов мост, расположенный неподалеку от перевала Сен-Готард и курорта Андерматт в Альпах, неразрывно связан с историей героических побед русской армии под командованием Александра Суворова: сражение у этого моста считается одним из ключевых моментов его Швейцарского похода через Альпы. Впрочем, возник мост гораздо раньше: еще в 1230 году через горную речушку Рейс был перекинут деревянный мост, а в 1595 году появился первый мост из камня. В 1799 году русские войска, совершив неожиданный маневр, разгромили на Чёртовом мосту французов. Впрочем, даже если Вы совсем далеки от истории – всё равно, оказавшись в здешних краях, остановитесь у Чёртова моста и полюбуйтесь фантастической красотой этого места.

97. Шицзигуань (Китай)
Китай является экспертом в области монументальных работ, часто создавая чудеса, которые, впоследствии, становятся главными туристическими достопримечательностями. Одной из таких работ является деревянный мост через реку Шицзигуань. Деревянный мост, спрятанный в живописном районе Шицзигуань и окруженный пышными зелёными лесами, проходит через середину реки, на уровне воды. Прогулка или движение по мосту даёт людям удивительное ощущение, что они движутся по водной глади. В конструкции длиной 500 метров используются деревянные доски, и она повторяет течение реки Шицзигуань, по которой, до сих пор, можно было перемещаться только на лодке. По тропе можно идти, как вверх, так и вниз по течению, и у посетителя возникает ощущение прогулки по самой реке. Те, кому посчастливилось совершить короткое путешествие по мосту, рассказывают о безмятежности, которую они испытали, прогуливаясь по воде в окружении пышных лесов. Достаточно лишь рассмотреть фотографии пешеходной дорожки через реку Шицзигуань, чтобы понять, насколько потрясающий этот деревянный мост и насколько важна эта работа, как образец китайской инженерной мысли.

98. Шпройербрюке (Швейцария)
Шпройербрюке — третий крытый деревянный мост в Люцерне, наряду с мостом Капелльбрюкке и мостом Корт-Бридж, снесённым в XIX веке. Он внесён в список объектов культурного наследия категории А (национального значения) Люцерна. Он соединяет Мюленплац (Старый город) с Казернплац (Новый город). В полях фронтонов моста Шпройербрюке, до сих пор, сохранились 45 из 67 оригинальных расписных деревянных панелей с уникальной Пляской смерти. Она была выполнена между 1626 и 1632 годами под руководством художника Каспара Меглингера. На треугольных панелях обычно изображены гербы донаторов слева внизу и гербы женщин поколения донаторов справа. Черные деревянные рамы содержат пояснительные стихи и имена донаторов (набор изображений). Изображения и тексты на панелях смерти в Люцерне призваны показать, что нет ни одного места в городе, стране или на море, где бы не присутствовала смерть.

99. Эйфелев мост (Испания)
Эйфелев мост — это архитектурное сооружение в Жироне, входящее в перечень архитектурного наследия Каталонии. Решётчатая конструкция с ребром 3,5 метра, составленная из клёпаных профилей и уголков. Мостовая часть выполнена из деревянных досок, чтобы предотвратить негативное воздействие ржавчины на железо. Мост имеет один пролёт длиной 41,5 метра, достаточный для перекрытия реки. Ширина мостовой части составляет 2,62 метра. В настоящее время на грунте лежат деревянные доски. Высота мостовой части относительно русла реки составляет около 7 метров. Опоры выполнены из тесаного камня.

100. Эресуннский мост (Дания/Швеция)
Эресуннский мост — совмещённый мост-тоннель через пролив Эресунн соединяющий столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Это второй по длине мост в Европе, в котором автомобильная и железная дороги объединены в одну конструкцию. Мост и тоннель являются частью международного европейского автомобильного маршрута E20, а также, Эресуннской железнодорожной линии. Эресуннский мост пересекает границу между Данией и Швецией, но благодаря Шенгенскому соглашению до миграционного кризиса там не было паспортного контроля: проводились обычные таможенные проверки у стендов (киосков) оплаты проезда по мосту для тех, кто въезжает в Швецию, но не для тех, кто въезжает в Данию. Мост длиной 7845 метров покрывает половину расстояния между Швецией и датским островом Амагер. Граница между двумя странами находится в 5,3 км от шведского берега. Конструкция моста имеет массу 82000 тонн, несёт два железнодорожных пути и четыре полосы движения на горизонтальной балке, идущей вдоль всей длины моста.
