баннер главный

Все страны / Греция / Бухта Ормос Панагиас

Сиртаки

             Танец сиртаки и сопровождающую его музыку – то медленную, то быструю, с непрерывно нарастающим темпом, – знают во всём мире, как один из символов Греции. Однако, далеко не все знают, что сиртаки не является народным греческим танцем и появился он совсем недавно – в 1964 году, и можно сказать, случайно. 

              Иногда сиртаки, также, называют «танцем Зорбы» – ведь появился он на съёмках фильма «Грек Зорба». «Лицом» этой замечательной чёрно-белой ленты, по праву, стал блестящий актёр Энтони Куинн, сыгравший одну из двух главных мужских ролей – роль Зорбы. В основе сюжета – история молодого англичанина греческого происхождения (его играет Алан Бейтс), решившего вернуться на землю предков. 

              Не было никакого народного танца. Мелодию специально для фильма написал известнейший греческий композитор и активный деятель антифашистского греческого подполья (1967 - 1974 года) Микис Теодоракис. Создатели ленты, вдохновлённые красивой мелодией, придумали танец, который в фильме исполнили Куинн и Бейтс. Финальная сцена, в которой Алексис Зорба учит Бэзила на пляже танцу, должна была сниматься в последний день. Однако, днём раньше Куинн сломал ногу. Когда спустя несколько дней съёмки возобновили, Куинн мог обходиться без гипса, но он был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий.

             «И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её – боль была нестерпимой – но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым, я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку». Впоследствии сценарист фильма Какояннис спросил его, как называется этот танец. Куинн ответил: «Это сиртаки. Народный танец. Меня научил ему один из местных жителей».

             По воспоминаниям Куинна, он выдумал название танца; возможно, по созвучию с названием существующего критского танца. «Сиртаки» – уменьшительная форма греческого слова «сиртос», которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Сиртос нередко противопоставляется другому критскому танцевальному стилю – пидихтосу, включающему элементы с прыжками и скачками. Сиртаки содержит элементы сиртоса в медленной части и пидихтоса – в быстрой.

            После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Весь мир решил, что это – главный греческий народный танец, наподобие лезгинки у кавказцев. Греки не стали спорить. И теперь народный греческий танец сиртаки действительно существует.

            Движения сиртаки основаны на движениях хасапико – настоящего народного греческого танца. В нём ещё 2 000 лет назад воины имитировали (и тренировали), как скрытно подобраться к противнику и победить его в схватке. Они добивались слаженного и бесшумного движения, направляя друг друга только прикосновением. Этот мужской характер, украшенный гармоничностью и естественностью движений, хасапико сохраняет, до сих пор. Сиртаки представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико.

             Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр – 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

              31 августа 2012 года в городке Волос, район Фессалия, Греция, был поставлен рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса, по самому многочисленному танцу сиртаки. Местный муниципалитет готовился к этому рекорду почти месяц, и планировалось поставить в ряд 6 400 человек, но официально было зарегистрировано только 5 164. Ночью, в течение 5 минут, добровольцы танцевали сиртаки на набережной, превысив предыдущий рекорд, зафиксированный на Кипре в 2010 году (1 672 участника), почти в 4 раза.

Как танцевать сиртаки

              Чтобы танец получится заводным и весёлым, танцоров должно собраться достаточно много. Все встают в круг или в два круга один внутри другого: внутри – женщины, снаружи – мужчины. Если танцоро, всё же, не очень много, то можно, также, встать в линию. Танцующие сплетают руки, образовывая руками горизонталь, при этом, ладони лежат на плечах соседей (реже – на талии).

              Руки во время исполнения сиртаки всегда кладутся на плечи соседних танцоров с двух сторон. Верхние части корпусов танцоров должны соприкасаться друг с другом. Ну, а базовые движения исполняются только с помощью ног. Шаги должны быть хорошо разучены и доведены до автоматизма, чтобы выполнялись синхронно и одновременно. Кроме того, танцоры обязаны следить за своими руками, так как во время действа недопустим разрыв линии.

             Танец начинается с медленной части. Танцоры делают шаг вправо, приставляют левую ногу к правой ноге, а затем наоборот – влево, и приставляют правую ногу. Аналогичное движение повторяется на протяжении первого такта.

             Затем танцоры делают шаг вправо на правую ногу, а левую ставят взакрест на носок спереди. То же движение проделывается в левую сторону, с левой ноги. Следующее движение аналогично предыдущему, только нога ставится взакрест позади опорной.

             Затем танцующие делают шаг вправо на правую ногу, а левую выводят вперед, не отрывая от пола. Аналогично – в левую сторону.

             Далее следует такой элемент: танцоры делают шаг вправо, шаг левой ногой взакрест назад, снова шаг правой ногой, приставление левой ноги к правой и выпад на смягчённую правую ногу вправо. Затем танцор поднимается, переносит вес на левую ногу и приставляет правую ногу к левой. Аналогичные движения проделываются в противоположную сторону.

             Таким же образом в сиртаки различные шаги, выпады, приседания и образуют новый танцевальный рисунок.

             Быстрая часть представляет собой, так называемое, движение «зиг-заг». Танцоры всё быстрее бегут боком по кругу, чередуя скрещивания ног. Музыка постоянно ускоряется, заставляя участников танца быть более внимательными и ловкими.

top